Лариса Попович – о проблеме регулирования дистанционной продажи лекарств.
В конце апреля Общероссийский народный фронт обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой ускорить принятие нормативных документов, которые
регулируют правила продажи лекарств через интернет и порядок их доставки потребителю. Однако, по сведениям газеты «Коммерсант», дистанционная торговля лекарствами не отвечает интересам региональных представителей фармацевтической розницы, опасающихся конкуренции со стороны крупных онлайн-платформ, уже обладающих необходимой для торговли инфраструктурой.
Что произойдет с лекарственным препаратом, являющимся биологическим веществом, зачастую очень специального свойства, по мере его прохождения по цепочке от производителя до потребителя, задается вопросом директор Института экономики здравоохранения – Национального исследовательского университета «Высшая Школа экономики», генеральный директор Независимого института социальных инноваций
Лариса Попович.
Проблема регулирования дистанционной продажи лекарств делится на две составляющие части. Первая – это обеспечение доступности лекарственных препаратов (рецептурных и безрецептурных) для населения, находящегося в условиях самоизоляции или, тем более, карантина.
Вторая часть касается того, кто будет участниками этих отношений. В отличие, например, от одежды, лекарства – совершенно другой товар, зачастую требующий особых условий транспортировки и хранения, сохраняющих их целебные свойства. Аптечная организация получает разрешение на продажу лекарств, пройдя очень жесткую систему контроля и допуска ее сотрудников.
Когда речь идет о подключении к торговле лекарственными препаратами онлайн-продавцов, то на сегодняшний день никто не понимает, в каких условиях они будут хранить и транспортировать лекарства – налицо огромная серая зона неопределенности: что произойдет с препаратом, являющимся биологическим веществом, зачастую очень специального свойства, по мере его прохождения по цепочке от производителя до потребителя? Когда этим занимается лицензированная аптечная сеть, она, по крайней мере, несет ответственность за условия хранения и перевозки препарата в случае претензий со стороны потребителей или контролирующих органов. Если речь идет о торговой сети, то возникает проблема: кто будет отвечать?
Когда шли дебаты на тему возможной продажи лекарств в супермаркетах, были достигнуты договоренности о том, что продавать можно ассортимент, для которого неважны условия хранения: не рецептурные, не требующие специальных форм хранения препараты, изделия медицинского назначения и БАДы.
В свое время так и не прошел законопроект о курьерской доставке лекарственных препаратов, так как все специалисты выступали против, вполне резонно опасаясь проблем с доставкой, например, ампульных лекарств. Все, что касается лекарственных препаратов, вообще решается очень непросто.
В условиях сложной эпидемиологической обстановки у людей сохраняется возможность дойти до аптеки, если в ней нет нужных им лекарств, необходимо с помощью современных информационных систем выстроить логистику до другой ближайшей к потребителю аптеки. Такие агрегаторы уже существуют (Аптека.ру), они доставляют лекарства, отвечая за их качество, в место, удобное потребителю. Это очень удобный сервис. Еще до пандемии на Западе использовали для доставки некоторых видов лекарств дроны, это также вполне оправдывающий себя подход, исключающий человеческий фактор, но в наших условиях это пока трудно осуществить на практике.
Печать