Гарегин Митин – о том, что уголовный закон не должен мешать политическим задачам.
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека планирует до конца мая завершить работу над законопроектом о переводе статьи за неоднократное нарушение правил проведения митингов из Уголовного кодекса (УК) в административный. По словам председателя совета Валерия Фадеева, законопроект разрабатывают члены СПЧ Генри Резник, Андрей Бабушкин и Мара Полякова.
Благодаря инициативе СПЧ, политическая атмосфера в стране должна приобрести позитивный импульс, полагает управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист Гарегин Митин.Намерение СПЧ предложить законопроект по декриминализации статьи за нарушение правил проведения митингов можно только приветствовать. Обоснованность этого шага можно объяснить тем, что в нашей юридической практике признаком состава любого преступления, находящегося в УК, является общественная опасность и противоправность. В случае с составом нарушения правил проведения публичного мероприятии в чистом виде или в виде рецидива, общественная опасность как таковая совершенно не видна. Поэтому простые граждане не понимают: чем угрожает обществу или государству нарушение правил проведения митингов, если оно не сопровождается погромами, жертвами и последующим материальные ущербом.
Если смотреть на логику современного УК, то изначально в момент его принятия законодатели отказались от указания на политические задачи уголовного права, как это было, например, с УК РСФСР 1960 года. Сегодня при принятии данной статьи начала прослеживаться политическая задача, и декриминализация будет означать возврат к изначальной логике построения уголовного закона, который не должен мешать политическим задачам.
В идеале было бы логичным убрать наказание за нарушение правил проведения митингов и из Административного кодекса в том виде, в котором он сейчас представлен. Все действия, которые влекут за собой человеческие жертвы или значительный материальный ущерб государственной и муниципальной собственности, можно предусмотреть и в иных составах, например, в УК обозначено наказание за массовые беспорядки, и любое публичное мероприятие, проводимое с нарушением установленного законом порядка и повлекшее за собой жертвы или значительный ущерб, можно подвести под массовые беспорядки. Если ущерб причинен минимальный, то его можно взыскивать в гражданском порядке без привлечения виновного лица к юридической ответственности (уголовной или административной). Здесь лично я остаюсь последователем норвежского криминолога Нильса Кристи, считавшего, что чем меньше надуманных составов преступлений, тем меньше в обществе преступников.
Декриминализация нарушения правил проведения митингов отвечает и логике последних решений Конституционного суда РФ. Политическая атмосфера в стране также должна приобрести позитивный импульс благодаря инициативе СПЧ. Сторонники либеральной идеи точно будут приветствовать новый законопроект, хотя и не перестанут настаивать на необходимости непризнания данных деяний вообще правонарушением. В свою очередь, адепты сильной власти будут удовлетворены, что остается административная ответственность. Также не следует ожидать какого-то взрыва незаконных публичных мероприятий, так как россияне в принципе предпочитают соблюдать законы, а с экстремистами, делающими ставку на незаконные мероприятия, необходимо будет вести борьбу в рамках существующего права.
Печать