Антон Чаблин – о последствиях коронавируса для трансграничного туризма Юга России.
На фоне проблем малого и среднего бизнеса, оказавшегося под ударом карантинных мероприятий в рамках борьбы с угрозой коронавирусной инфекции, особую тревогу вызывает отрасль внутреннего туризма Юга России, доля которого весьма значительна во внутреннем региональном продукте субъектов СКФО. Если государство не предпримет немедленных усилий по спасению курортно-туристической отрасли, в самом ближайшем времени ее может ожидать коллапс.
Итогом эпидемии COVID-19 и ее экономических последствий станет банкротство значительной доли мелких игроков туристической отрасли СКФО, предупреждает политолог, главный редактор «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.Коллапс курортно-туристической отрасли, вызванный карантинными ограничениями, может оказаться смертельным для целого ряда территорий Северного и Южного Кавказа. Скажем, в Абхазии, где на долю туризма и сопутствующих услуг приходится четверть экономики.
Вместе с тем, в случае падения турпотока Абхазия может надеяться на финансовую помощь со стороны России: новый президент Аслан Бжания летал в Москву, ведя переговоры о финансировании республики.
В этой ситуации куда в менее выгодном отношении оказываются субъекты СКФО, где также курортно-туристическая отрасль – опорная: Адыгея, Кубань, Крым, Ставрополье. Ощутимой господдержки нет, хотя, скажем, кубанские отельеры и туроператоры уже обращались к властям с просьбой создать Фонд поддержки отрасли.
Думаю, итогом ситуации станет банкротство значительной доли мелких игроков. Ведь мы видим, что с первого июня будут открываться санаторные объекты, причем по путевкам (так решено на Кубани, на Кавминводах) – как правило, это крупные предприятия, работающие централизованно. Естественно, конкуренцию какие-то мини-отели не выдержат – в условиях нулевого спроса на их услуги.
Печать