Татьяна Лушникова – о поправках в законодательство, предусматривающих досрочное голосование.
Центризбирком получает возможность проводить досрочное голосование вне помещений для голосования — это следует из поправок к законам об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ и о выборах депутатов Госдумы. Раньше такая возможность была предусмотрена для избирателей, которые в день голосования находятся на труднодоступных территориях, например на полярных станциях. Теперь это будет возможно и для других граждан, если этого требует защита их здоровья.
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП Татьяна Лушникова считает, что процесс автоматизации всех процессов, в том числе и выборных, не остановить.Пакет поправок в Федеральный закон «Об основных гарантиях…», принятый на днях, условно можно разделить на несколько блоков. Первый блок, самый обсуждаемый – возможность проводить досрочное голосование вне помещения избирательных комиссий, если того требует «защита здоровья избирателей» и для создания максимальных удобств для избирателей. Одновременно дополняется и становится открытым перечень оснований для голосования вне помещения избиркома. Отмечу, что данная возможность будет прямо разрешаться ЦИК РФ и в порядке, утвержденном ею.
Данный блок совмещает в себе новеллы, которые впервые появились в Порядке, регулирующем проведение Всероссийского голосования по поправкам в Конституцию (голосование в территориях с затрудненным доступом, а также совмещение выездного и досрочного голосования), заботу о здоровье граждан во время режимов, связанных с эпидемиологической ситуацией. Так как есть понимание, что Всероссийское голосование пройдет до ЕДГ, думаю, сам факт разрешения данных видов голосования и порядок их проведения будет принят по итогам голосования по Конституции. Если схема покажет свою неэффективность либо проблемы с контролем голосования, порядок будет доработан. Что касается действий в период пандемии, для всех это ситуация новая, и в закон вкладываются понятия, которыми можно воспользоваться при форс-мажоре. Вероятность злоупотребления данными нормами, в виде, допустим, введения режима «повышенной готовности» на отдельно взятой территории, крайне низка, и последствия таких действий будут негативным прежде всего для тех, кто такое решение принимал.
Другой блок поправок относится к сбору подписей избирателей. Тут надо констатировать факт, что при озвученной либерализации процесса по факту он был существенно усложнен. С одной стороны – непонятная пока процедура сбора подписей через портал госуслуг, и связанные с техническими сбоями возможные проблемы с верификацией этих подписей. Но и в то же время – запрет сборщику подписей писать ФИО избирателя своей рукой. На выборах сборщиков подписей заранее жестко тренируют на правильное заполнение подписного листа, ведь оснований для признания подписи недействительной около двух десятков. К оформлению листа предъявляются жесточайшие требования. Избиратель не обязан понимать всех нюансов законодательства, поэтому даже вписывание своих ФИО весьма часто будет вести к аннулированию подписи.
Отдельно нужно сказать об одновременном снижении количества брака, после которого регистрация кандидата не производится, с 10 до 5%. Даже брак менее 10% — очень тяжелое испытание для кандидата и всего штаба. С браком, не превышающим 5%, шансы на регистрацию по подписям становятся еще более низкими. Что же касается нашумевших поправок про дистанционное голосование и голосование через почту – думаю, эти нормы вносятся на будущее. К дистанционному электронному голосованию в стране готова только Москва, да и то с некоторыми оговорками. Понятно, что процесс автоматизации всех процессов, в том числе и выборных, не остановить. Нормативные акты должны предусматривать движение вперед, а уже на местах нужно внимательно и аккуратно подходить к реальному введению подобных норм.
Ранее опубликовано на: https://davydov.in/vybory-2019/tatyana-lushnikova-moskva-process-avtomatizacii-vsex-processov-v-tom-chisle-i-vybornyx-ne-ostanovit/
Печать