Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев задается вопросом, почему «левеет» молодежь.В рамках официального дискурса, в том числе – в массовой культуре, Советский Союз, в лучшем случае, предстает в образе современной России со всеми ее недостатками, но без смартфонов, колбасы и джинсов. В социальных медиа большинство топовых блогеров (условный «Большой Дудь») также не склонные демонстрировать позитив в отношении СССР. Исключение составляют разве что Евгений Баженов и ряд его коллег-кинообзорщиков.
И на фоне этого мы наблюдаем неожиданно высокий уровень симпатии молодежи к советскому наследию, включая те ценности и смыслы, которые она воплощает. Фактически речь идет о выраженном преобладании левых настроений или их гибрида с элементами правой идеологии.
В 2016 г. г. 70% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет заявили интервьюерам ВЦИОМ, что Ленин действовал в интересах общества в целом или большинства его членов. В том же году 47% молодых респондентов сообщили о том, что в случае повторения референдума о сохранении СССР проголосовали бы «за» («против» – 24%). В 2017 г. в ходе опроса ВЦИОМ 77% молодых респондентов поддержали идею установки памятных знаков, посвященных достижениям и успехам Сталина.
Во многом, безусловно, на настроение молодежи влияют общие тенденции в изменении общественного мнения. По данным Левада-центра, с 2008 по 2019 гг. доля россиян, убежденных, что для исторического пути СССР была характерна «забота государства о простых людях», выросла с 29% до 59%. О постоянном улучшении качества жизни в Советском Союзе в 2019 г. заявили 39% (против 14% в 2008 г.). Число наших сограждан, в чьей памяти СССР ассоциируется преимущественно с очередями, дефицитом и карточками, сократилось с 42% до 24%. Изоляцию от внешнего мира и отсутствии возможности выезжать за рубеж в качестве сущностной черты советского строя в 2019 г. упомянули 17% (против 24% в 2008 г.).
Однако ключевую роль в популяризации «красной», «розовой» или даже «краснокоричневой» повестки играет скорее ухудшение экономической ситуации и отсутствие приемлемого образа будущего.
В 2018 г. Левада-центр провел опрос среди молодежи крупных городов России, Украины и Белоруссии. Исследование показало, что молодые люди, проживающие в мегаполисах РФ, не могут планировать свое будущее на перспективу более 2-х лет. В качестве барьеров для этого были обозначены состояние экономики, систематическое нарушение прав граждан представителями власти, отсутствие стабильности и поддержки со стороны государства, нехватка достоверной информации и ситуация на рынке труда. Половина опрошенных-россиян испытывали беспокойство относительно собственного будущего, а около 70% - тревогу относительно будущего своей страны.
Можно было бы заявить, что эти данные привел иностранный агент. Но опрос ФОМ «20 лет спустя», посвященный восприятию будущего РФ, показал сходную картину. В увеличении безопасности жизни россиян через два десятилетия уверены только 18% опрошенных, в росте социальной защищенности граждан – 21% респондентов, в улучшении ситуации в экономике – 25%.
Молодежь «левеет», и к этому ее объективно подталкивает ухудшение социально-экономической ситуации. «Коронакризис» наверняка придаст стимул этому процессу. Достаточно сомнительно, что КПРФ и ее партии-спойлеры сумеют канализировать поток недовольства «новых левых». Для последних существующие партии – это скорее группы политиков-оппортунистов, сумевших построить на основе советской символики более или менее успешные бизнес-проекты. И в силу этого рост левых настроений среди молодого поколения неизбежно станет вызовом для сложившейся политической системы.
Печать