Алексей Игнатов – о том, как политическая жизнь в регионах постепенно входит в свою колею.
До выборов в Госдуму РФ осталось менее полутора лет. В них примет участие и Тульская область, во внутренней повестке которой заметны региональные отделения ведущих российских политических партий. В этой связи особенно важно выяснить, каким образом они функционируют и какую потенциальную ценность представляют с точки зрения кампании в Госдуму для кандидатов в депутаты.
Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов раскрывает суть исследования деятельности региональных отделений политических партий в Тульской области, приведенного ниже (тг-канал ИГНАТОВ консалтинг).Опасность пандемии коронавируса постепенно начинает снижаться, и наступает посткоронавирусная реальность: происходят послабления режима карантина, на 24 июня назначен Парад Победы, и скорее всего, в ближайшее время пройдет голосование по конституционным поправкам, в общем и целом, политическая жизнь постепенно входит в привычную колею.
До выборов в Госдуму осталось менее полутора лет, принятые недавно поправки в избирательное законодательство усиливают роль политических партий, усложняя жизнь беспартийных самовыдвиженцев, и поэтому мы полагаем, что региональные отделения политических партий стали представлять собой все более ценный актив для потенциальных кандидатов в депутаты Госдумы. Отсюда мы делаем вывод, что региональные отделения политических партий, как политический «актив», «увеличиваются в цене».
Мы
проанализировали региональные отделения политических партий Тульской области. Всего в России зарегистрирована 61 партия, в Тульской области присутствуют 36 партий. Для того чтобы понять, каким образом они функционируют и какую потенциальную ценность представляют с точки зрения кампании в Госдуму, нами были разработаны критерии, в соответствии с которыми мы разделил региональные отделения партий на несколько групп.
Первый и главный критерий оценки – участие политической партии в выборах, что говорит о том, что партия жива, работоспособна и выполняет свою основную функцию, борясь за власть, обеспечивая представительство части общества и выражая ее мнение.
Второй критерий – это результаты политической активности партий. Движение средств по счету партии также является важным признаком функционирования партии, если этого не происходит, то она, скорее всего, не ведет политической работы. Отсюда плавно вытекает анализ того, имеет ли партия свой сайт, аккаунты в соцсетях, проводит ли политические акции, каким образом и насколько она влияет на политическую повестку.
Третья группа критериев – формальные: наличие или отсутствие той или иной парламентской «лицензии» – федеральной, областной или муниципальной.
Исходя из этих критериев, видно, что все представленные в Тульской области политические партии четко делятся на четыре разные группы. Первая группа носит условное название «ценный актив», это партии, доказавшие свою состоятельность. К ним относятся четыре парламентские партии, а также «Партия пенсионеров», «Партия Роста» и «Коммунисты России», получившие в 2019 году неплохие результаты на выборах, обладающие полным набором парламентских лицензий и достаточно активно проявляющие себя. Именно партии из первой группы представляют собой наибольшую ценность для потенциальных кандидатов в депутаты: от них легко, без сбора подписей можно выдвинуться, они имеют наработки, которые пригодятся любому кандидату.
Вторая группа – партии второго эшелона, которые тоже активно стараются работать, но в меньшей степени: у них меньше парламентских лицензий, нет своих региональных депутатов, а только муниципальные. Главное, что у них есть – участие в выборах и активное желание присутствовать в политической повестке.
Третья группа – «спящие» партии, они зарегистрированы, но не ведут в регионе никакой деятельности, которая проявлялась бы в публичном пространстве. У них нет сайтов, аккаунтов в соцсетях, они не принимают участия в выборах, не выдвигают кандидатов. Соответственно мы делаем вывод, что по каким-то своим объективным причинам они находятся в «подполье».
Четвертая группа – это три новых партии, буквально месяц назад зарегистрированных в Тульской области: «За Правду», «Партия прямой демократии» и «Зеленая альтернатива». Сказать о них что-то определенное достаточно сложно, так как пока они себя почти ничем не проявили. Скорее всего, они плавно окажутся в одной из первых трех групп, но динамику их развития в области можно будет отследить в следующем исследовании.
Наш
вывод заключается в том, что конкуренция между потенциальными кандидатами будет, скорее всего, сконцентрирована на партиях первой группы и второго эшелона. Это было бы логичным шагом, тем более что среди мотивов участия, в думской кампании не обязательно присутствует условие победить во что бы то ни стало, и многие кандидаты используют выборы в Госдуму для решения иных политических задач, для чего подходят многие региональные отделения.
Наш анализ состояния региональных отделений проводился в рамках более объемного исследования, заключающегося в постоянном мониторинге политических активностей, прогнозах о кандидатах на выдвижение в Госдуму и отслеживания участия в этом процессе основных политических сил Тульской области.
Печать