Антон Холодов - проанализировал данные по закупкам дорогостоящего медоборудования в онкоцентры регионов страны.
Как оказалось, сложная ситуация с коронавирусом, оттягивающим на себя не только внимание, но и значительные средства бюджетов всех уровней, не стала поводом отказаться от закупки дорогостоящего и неэффективного оборудования, в котором эксперты видят не только одну из потенциально самых крупных коррупционных схем в здравоохранении, но и циничную попытку нажиться на онкомедицине, затрагивающей интересы самой тяжелой и уязвимой части больных.
Депутат Законодательного собрания Вологодской области, член РАПК, активист регионального отделения ОНФ, эксперт Центра ПРИСП Антон Холодов проанализировал данные по закупкам дорогостоящего и крайне необходимого медицинского оборудования в онкоцентры разных регионов на средства ФЦП «Здравоохранение» и обнаружил, что весьма серьезные разбирательства вокруг закупки лучевого оборудования сейчас идут практически по всей стране. В зоне скандала Саранск, Самара, Тамбов, Тверь, Ульяновск, Чебоксары, Иваново, Рязань, Санкт-Петербург.Я как депутат и активист ОНФ, не смог пройти мимо факта нерационального разбазаривания (если не сказать жестче) бюджетных средств, которых сегодня так не хватает здравоохранению. Эта болезненная тема, видимо, еще долго будет оставаться таковой, пока не случится серьезная политическая воля и не будут приняты решительные меры. Со своей стороны, считаю необходимым обратить внимание экспертов, медицинской общественности и просто жителей Вологодской области на то, что вся эта череда скандалов имеет под собой весомые основания.
Тема, ставшая токсичной для регионов, два года подряд была бы актуальной и для Вологодской области, которой нет в нынешнем черном списке. Но в 2019 году, по поручению губернатора Вологодской области на площадке Комитета Госзаказа было развернуто публичное и открытое обсуждение как технического задания по приобретению линейных ускорителей, так и конкретных особенностей различных моделей, их комплектация, цена, потребности лечебных учреждений. В итоге Вологодская область приобрела два современных прибора за счет федерального бюджета для Вологодского онкодиспансера, и за счет регионального бюджета для Областной больницы № 2 - на 40 миллионов меньше, чем предлагали поставщики годом ранее.
Однако в соседних регионах все далеко не так благополучно. В 2019 г. стартовал нацпроект «Здравоохранение», совокупный пятилетний бюджет которого составляет 1,533 трлн. рублей. Из них 965,3 млрд. рублей (почти 63%) как раз и выделяется на борьбу с онкозаболеваниями. Регионам России выделяются из федерального бюджета значительные средства на самостоятельное приобретение наиболее передового и эффективного оборудования.
Исходя из анализа государственных закупок по исполнению федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в 2019-2020 гг. в ряде регионов Российской Федерации были заключены или планируются к заключению государственные контракты на поставку устаревших линейных ускорительных комплексов, а также излишних дополнительных опций к ним. В частности, регионами активно закупаются устаревшие ускорители Varian Clinac iX и Varian Unique, которые были разработаны в конце 1980-х годов и в настоящее время сняты с производства компанией-производителем. Закупки производились в комплекте с рентгенографической системой позиционирования и верификации положения пациента ExacTrac (BrainLab).
Я провел собственный анализ ситуации, который показал, что данная практика несет в себе признаки неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств, а также признаки коррупции. Изучение результатов государственных закупок показало: там, где применялась покупка «с усилением», процент снижения изначальной цены контракта составил менее 1%, а там, где торги проводились открыто, процент снижения цены составлял 20-40%. И эти данные подтверждают цифры экономии, которые показала Вологодская область.
Закупки из нацпроекта «Здравоохранение» сегодня планируется проводить еще как минимум в 35 регионах России. Экономический ущерб от таких торгов оценивается экспертами в пределах одного миллиарда рублей. А если эта порочная практика сохранится, то он будет только расти и может достигнуть и трех, и четырех миллиардов.
Я уже направил депутатские запросы и уверен, что информация будет доведена до нового министра здравоохранения России, а также до правоохранительных органов.
Дело в том, что программа борьбы с онкологическими заболеваниями в докризисную эпоху была заявлена как довольно масштабная. По стране сумма доходит до сотен миллиардов – лакомый кусок для поставщиков медицинского оборудования и региональных чиновников, желающих на этом заработать.
В Вологодской области сразу два лечебных учреждения, в итоге, получили ультрасовременное оборудование, которое спасет немало жизней, и при этом позволило сэкономить бюджету два раза по сорок миллионов рублей. Убежден, что прозрачный подход к закупкам на примере Вологодской области, должен быть применен по всей стране. Зарабатывать на онкобольных – преступно.
Печать