Ассоциация по защите избирательных прав "Гражданский контроль"
Андрей Дахин, заведующий базовой кафедрой государственного и муниципального управления, Нижегородский институт управления – филиал РАНГХиГС (Нижегородская область), высказался о необходимости изменения Конституции и вносимых поправках.
В 1993 году Конституция России была элементом антикризисного пакета мер, с помощью которого разрешился потенциально опасный политический кризис, называемый в народе «расстрелом Белого дома». Из-за этого Основной закон принимали второпях, его оперативной миссией было погасить политический конфликт на федеральном уровне.
Сейчас мы имеем совершенно другую ситуацию, с той Конституцией мы прожили достаточное время и начинаем осмысливать ее как свою коллективную систему идейных приоритетов и идейных установок нашего государства. Пару лет назад у Валерия Зорькина была статья, где он писал о конституционной идентичности как важной составляющей социальной роли, миссии Конституции. На мой взгляд, идентичность как раз и складывается сейчас, благодаря дискуссиям и последующему всенародному голосованию.
То, что происходит сегодня, я скорее относил бы к явлениям культурно-политического порядка. Вырезать из комплекса поправок, из этого всего конституционного движения один сегмент про сроки президентства – означает выхолащивать содержание. Относительно конкретного пункта об «обнулении сроков», мы понимаем, что процесс трансформации российской политической системы не закончен, и это хорошо, что Конституция дает возможность президенту до последнего момента держать руку на пульсе и принимать решения. У нас президентская республика, и я думаю, что это очень правильно в ситуации, когда уровень неопределенности и вероятности появления неожиданных так называемых «черных лебедей», как, например, коронавирус, высок, - эта ситуация требует, чтобы власть могла двигаться в диапазоне от большей централизации к меньшей централизации и даже регионализации. В этом плане снижать ценность централистских моментов – абсурдно. Жизнь устроена так, что выживать будут государства, которые способны сочетать достаточно широкие диапазоны управленческих практик, включающих и децентрализованные компоненты, и централизованные компоненты на случай масштабной угрозы или масштабных нововведений, в которых необходимо участие широких масс населения. Поэтому, мне кажутся совершенно безосновательными по содержанию претензии к конституционному процессу со стороны несистемной оппозиции. Этот тип оппозиции в каждую свою претензию закладывает более или менее скрытую идею гражданского противостояния, по сути – гражданской войны. Поэтому она не вписывается в современный конституционный процесс, который нацелен на формирование широкого общероссийского консенсуса по ценностям Конституции России.
Среди поправок важнейшим, я считаю, социальный блок и выделю в нем поправку об особой роли традиционной семьи, потому что действительно в мире происходит некое соревнование цивилизационных принципов. Условно говоря, один – защищает традиционный уклад, семью, традиции научные и церковные. Другой, активно насаждаемый в западном мире, состоит в том, что традиция отсекается от системы ценностей, предлагается считать, что она вредит и мешает, что человек в его традиционном понимании, семья и религии не нужны. В противовес этому усиление идейной установки российского государства на традиционную семью очень важно.
Также хотел бы подчеркнуть значение поправки о формировании единой системы публичной власти, потому что, мне кажется, это тоже один из главных, обобщающих моментов. Так как в федеративном государстве есть административная составляющая управления, где происходит разделение труда чиновников по предмету компетенции, по уровням, по ветвям власти. Но не менее значимо для управления также и участие граждан. Создание единой сферы публичной власти – это вектор, который позволит гражданам подключаться к политическому и управленческому процессу на разных уровнях, в разных форматах. Это очень важный ориентир, на который сейчас есть сильный запрос, и он, без сомнения, и дальше будет поощряться, и развиваться.
Так или иначе мы приближаемся к дате проведения общероссийского голосования. В Нижегородской области формируется пул наблюдателей, их уже порядка 13 тысяч человек. Стоит продолжать информировать граждан о сути поправок к Конституции, говорить о значимости реформы.
Удобной площадкой могли бы быть территориальные общественные самоуправления. В Нижнем Новгороде последние 1,5-2 года динамично идет процесс преобразования старых ТОСов в новые активные площадки, которые называют «соседскими центрами», это центры коммуникации, общения по актуальным для жителей вопросам. Кроме того, они находятся в шаговой доступности. Соединить в единый формат работу с наблюдателями, информационно-разъяснительную кампанию для жителей и активность соседских центров, на мой взгляд, в Нижнем Новгороде было бы возможно и вполне продуктивно. Надеюсь, нам удастся создать новую площадку для полезных коммуникаций.
Печать