Алексей Куртов – об «уловке 22» для власти и оппозиции.
В преддверии всероссийского голосования по конституционным поправкам перед властью и оппозицией стоят нетривиальные задачи. Власти необходимо добиться как можно большего числа проголосовавших при желательно широком бойкоте голосования со стороны оппозиции. В свою очередь, критики поправок до сих пор не определились со своим отношением к голосованию 1 июля, что грозит обострением накала внутренних противоречий, привычных для оппозиционного лагеря.
Президент Российской ассоциации политических консультантов, эксперт Центра ПРИСП Алексей Куртов констатирует нетривиальность и значительные последствия политических задач, поставленных перед российской властью и оппозицией конституционным голосованием.Власть призывает к максимальному участию в голосовании о поправках в Конституцию. Это понятно.
Оппозиция пока не определилась с единым решением. Одни говорят –
надо идти голосовать. Другие –
игнорировать.
Есть такой термин в теории игр – решение методом обратных рассуждений. Давайте в этом попрактикуемся вместе.
Что выведет на улицу оппозицию после голосования? Обида за потраченные усилия, несогласие с подсчетом, возмущение, что их мнение не учли. В каком случае это произойдет? Если вся оппозиция и сочувствующие ей массово придут, проголосуют, возмутятся непрозрачностью проведенной процедуры. Значит, какой призыв с большей вероятностью выведет людей на улицу после голосования? Всем участвовать и голосовать против. Потому что после оглашения противоположного результата сформируется большое ядро активистов, голосовавших против и считающих, что их обманули. Это единое недовольство станет мощным объединяющим стимулом. У них будет единый лозунг, чувство массовости, единения против системы. Лозунг «нас обманули» очень мобилизующий и он вполне может вывести оппозицию на улицу под единым знаменем. (Напомню, что это и послужило поводом для летних волнений прошлого года в Москве).
А что будут делать те, кто не участвовал, после оглашения неудобного им результата? Конечно, корить всех, кто ходил голосовать против. Считать их коллаборантами, обвинять в недальновидности. А те, кто ходил на голосование, будут обиженно сопеть и говорить – мы хотя бы попробовали. И, таким образом, оппозиция точно разделится, как минимум, на два лагеря. И накал внутренних разборок уведет их от создания единого фронта сопротивления. Как раньше обычно и происходило
Таким образом, оппозиция стоит перед дилеммой – если она желает «продолжения банкета» после голосования, то должна объединиться, участвовать и голосовать против. Надеясь на единое понимание ситуации по итогам подсчета, которое мобилизует протестное настроение через обиду и возмущение неправильным подсчетом. Или пытаться сохранить лицо и активировать тезис «мы не участвуем и не признаем», который приведет к расколу после голосования.
Власти тоже нужно решать сразу две полярные задачи – с одной стороны призывать к голосованию как можно больше граждан для массовости. С другой стороны, помогать той оппозиции, которая ратует за бойкот. Причем помогать ей максимально широко, чтобы сигнал прошел до большинства электоральной базы оппозиции. Только это поможет размыть единую идеологию и нарушить координацию совместных действий после оглашения результатов.
Вот такой вот наметился пердимонокль.
Печать