Станислав Наумов - о цифровизации избирательного процесса.
13 мая Госдума сразу во втором и третьем чтении приняла т.н. «законопроект Савастьяновой», предусматривающий возможность дистанционного сбора подписей избирателей при выдвижении кандидата, а также электронного голосования на федеральном уровне. Формат онлайн-голосования будет использоваться в ходе общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ, а также в рамках ЕДГ-2020.
Внедрение нового формата голосования породило активную дискуссию внутри экспертного сообщества.
Президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Станислав Наумов однозначно поддерживает «цифровизацию» выборов.Я сам зарегистрировался на электронное голосование по поправкам к Конституции и планирую принять в нем участие. Для меня очевидно, что это последнее бумажное голосование, и в то же время – первое электронное.
Внедрить электронную форму голосования мы, как Российская ассоциация по связям с общественностью,
предложили ровно год назад, полагая, что идем против течения, и впереди нас ждут долгие годы убеждения достаточно консервативной Центральной избирательной комиссии в возможности следования реализации избирательных прав граждан в соответствии с тем подходом, который уже реализован в электронном варианте системы государственных услуг. Мы не думали, что так быстро удастся запустить совершенно новую модель гражданского участия в развитии государства.
Очень рад тому, что
Москва и
Нижний Новгород оказались готовы, и очень жаль, что Петербург, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Красноярск
признаны неготовыми. Хотя, может быть, не все эти города и регионы подавали соответствующие предложения. Но это хороший урок для региональных избирательных комиссий. Необходимо реально модернизироваться. Может быть, по одному стандарту, может быть, протестировав разные платформы, чтобы отмести любые сомнения в прозрачности процедур учета голосов, поданных в электронной форме.
Я думаю, что нашей оппозиции нужно быть мудрой, и допускать, что в первые годы применения электронной системы голосования могут быть разные инциденты, связанные с техническими факторами, и с человеческими ошибками. Но чем раньше мы начнем массово переходить к онлайн-версии компетентной демократии, тем в большей степени наша политическая система будет готова к ее использованию в ходе выборов 2024 и 2030 гг.
Мы обращали внимание, что переход на электронную форму голосования – это не просто смена ручки на клавиатуру. Это, как минимум, смена регламентов избирательной кампании. Они будут в большей степени соответствовать тем современным коммуникациям, которые вовлекают в процесс покупки, а в данном случае – использования своего права голоса, так же, как и использования своих финансовых ресурсов, совершенно разные группы населения.
Мы говорили о том, что для людей старше 65 лет нужно, наверное, еще на долгие годы сохранить возможность
традиционной формы выражения политической позиции. Но не надо их недооценивать. Мы видим, насколько они активны в ходе коммуникации в одноклассниках, в других социальных сетях. Мы видим, как они активно получают новости о происходящем в регионе, стране, мире именно через Интернет-ресурсы. Но, повторюсь, традиционные формы должны сохраниться, как и голосование на дому. В этом нет ничего критичного.
Мне кажется, что кроме изменений в регламенте проведения предвыборной кампании, важен содержательный момент: мы должны, скажем так, синхронизировать те основания, в соответствии с которыми мы голосуем за или против. Кстати, я уверен, что должна вернуться (я не имею ввиду ближайшее голосование) графа «Против всех». Это будет вовлекать на первых порах тех людей, которым сложно выразить однозначную политическую позицию, но важно и нужно проявить гражданскую позицию.
Печать