Сергей Гречишников – об очередном всплеске турецкого империализма.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с заявлением по вопросу статуса храма Святой Софии в Константинополе, одного из величайших памятников христианской культуры. По мнению патриарха Кирилла, намерение турецких властей изменить музейный статус храмового комплекса Софии, перестроив ее в мечеть, «отзовется глубокой печалью в русском народе». Согласно сообщениям СМИ, решение об этом должен принять президент Турции Реджеп Эрдоган.
По мнению политконсультанта, политкоуча, эксперта Центра ПРИСП Сергея Гречишникова, российская сторона должна выразить свое возмущение по поводу инициативы турецкого президента по превращению Святой Софии из музея в действующую мечеть.Россия может развиваться только как империя, всегда отстаивающая свои интересы не только в пределах собственных границ, но и во всем мире. Как только она перестает это делать, ее сила убывает, а территория сильно съеживается. Поэтому нам необходимо выразить свое возмущение по поводу инициативы турецкой стороны по превращению Святой Софии из музея в действующую мечеть. Делать это должны не официальные государственные структуры, но различные российские неправительственные организации и движения, представляющие гражданское общество, может быть, РПЦ или какая-нибудь политическая партия.
Византийский базилевс Юстиниан Великий построил потрясающий воображение храмовый комплекс Святой Софии на месте сгоревшей в ходе восстания «Ника» древней базилики. С течением столетий София превратилась в подлинный символ христианской веры, до сих пор поражая великолепием своей архитектуры. С падением Константинополя в 1453 году христианский мир потерял и великий храм, с чем и поныне трудно смириться. При Кемале Ататюрке Святая София превратилась в музей со свободным входом для всех посетителей, желающих прикоснуться к великому творению древности.
Для президента Турции Реджепа Эрдогана наступление на христианский мир – это один из способов роста его собственной империи. В 1997 году на одном из митингов Эрдоган заявил: «Минареты – наши штыки, купола – наши шлемы. Мечети – наши казармы, верующие – солдаты». Так Турция практически оккупировала Аджарию, где теперь проживает много этнических турок, строятся мечети, везде слышна турецкая речь и работают турецкие магазины, хотя еще десять-пятнадцать лет назад начался активный процесс перехода грузин-аджарцев в христианство, однако сегодня он фактически приостановлен.
Превращение Софии из музея в мечеть – печальная новость, хотя остается надежда на то, что геополитические соображения перевесят, и Эрдоган все-таки не пойдет на этот шаг. Мы должны понимать, что Турция чаще всего не была для нас мирным соседом, исторически мы регулярно с ней воевали. И побеждали, превращая в свободные государства многие провинции Османской империи (за что, правда, сегодня нам благодарны только сербы, черногорцы и греки). Как и всякий русский православный человек, лично я буду глубоко сожалеть в случае лишения Святой Софии музейного статуса.
Печать