Телеграм-канал @prokhorov11 представляет собой уникальную площадку для экспертных дискуссий по широкому кругу вопросов, в которых принимают участие известные политологи. В партнерстве с Центром ПРИСП и порталом «Выбор Народа» медиа-ресурс предоставляет возможность ведения и освещения различных актуальных тем. Так, на этот раз эксперты Центра ПРИСП высказали свое мнение относительно необходимости появления в России своей версии партии регионов.
Возможная «Партия регионов России» является мощным и очень опасным механизмом саморазрушения государства, предупреждает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов.Некоторое время назад уже высказывал свое мнение относительно «Партии регионов России». Поскольку в последнее время Валерий Прохоров разместил несколько постов, посвященных данной теме, готов вернуться к дискуссии и прокомментировать высказанные Валерием суждения.
Соглашусь с одним тезисом – не нужно проводить аналогии с Партией регионов Украины. Россия – не Украина. Прямая аналогия здесь не уместна. Главное в этом отношении отличие Украины от России состоит в том, что Украина – двунациональное и двуязычное общество, в котором Партию регионов было бы корректнее называть «Партией русских регионов».
Вот иллюстрации к этому тезису из украинских источников начала нулевых:
Как легко можно заметить, голосование тех или иных территорий за Партию регионов практически полностью совпадает с территориальным размещением русского населения.
В этом отношении этнополитическая ситуация в России – принципиально иная. Да и форма территориально-политического устройства – другая. Убежден, если бы Украина приняла в 1991 году федеративное устройство, – это обеспечило бы этому государству определенные перспективы для нормального гармоничного развития и, возможно, спасло бы от развала.
Однако некорректность сравнения России и Украины не отменяет фактор угрозы роста сепаратизма в России, как и в любом другом крупном, полиэтническом и многоконфессиональном государстве мира. И в этом смысле «Партия регионов России» является мощным и очень опасным механизмом саморазрушения государства.
Российские регионы очень сильно различаются по географическим условиям, уровню экономического развития, формам хозяйственной деятельности, этноконфессиональному составу населения, его образовательному уровню и демографическому потенциалу. У российских регионов – очень много противоречий друг с другом. Даже у соседних регионов с близкой культурой и уровнем жизни могут быть серьезные конфликты друг с другом.
Что может объединить при таких условиях региональные элиты в партию? Только общий враг. Таким общим врагом могут быть только федеральные элиты, «московские бояре». А единственное, что может быть объединяющей идеей для «региональных баронов» – борьба за расширение своих полномочий и ослабление федерального центра.
В этих условиях создание «партии регионов» обязательно приведет к усилению регионализма и постепенному перерастанию регионализма в открытый сепаратизм. К сожалению, эту историю мы проходили уже неоднократно. В 1917 году. В 1991-м. В последующем, в 90-е, когда некоторые регионы постарались взять столько суверенитета, сколько могли проглотить и даже больше.
Ни одного положительного примера противостояния «партии федеральных бояр» и «партии региональных баронов» не существует.
У этой истории может быть только два финала – либо развал государства, либо тяжелый, драматичный и многозатратный путь восстановления государственности и «укрепления вертикали власти». Мы прошли обе фазы и смогли воссоздать государство. Наша политическая система – достаточно устойчива. Такие истории, как недовольство части населения арестом губернатора или протестное голосование из-за идеи слияния двух регионов, не являются сколько-нибудь значимыми с точки зрения её устойчивости и стабильности. Не совсем понятно, зачем своими руками пытаться раскачать лодку. Даже в условиях штиля это может привести к необратимым последствиям для любителей «покачать ситуацию».
Необходимо аккуратно работать в поисках компромисса по линии «федерация-субъект», убежден политолог Валерий Прохоров.Коллега Шаповалов считает, что создание «партии региональных элит» может спровоцировать центробежные поползновения. Я же придерживаюсь точки зрения, что появление такой партии выведет этот вполне естественный процесс борьбы за региональную идентичность из тёмной зоны популистских спекуляций в поле реальной политики.
Ситуация выходит из-под контроля тогда, когда недовольные качеством федерального политического менеджмента региональные элиты, не имея возможности дискутировать с федералами в партнерском формате, начинают подзуживать и подкармливать местных радикалов, пытаясь таким образом привлечь внимание центра к той или иной проблеме.
Взаимодействие «Единства» с «Отечеством» в начале нулевых демонстрировало вполне приемлемый уровень политической культуры, но кому-то показалось, что режим полной управляемости страной достигается полным купированием региональной повестки. Иллюзия полной лояльности регионов любым инициативам и командам из центра была создана, но напряжение по линии «федерация – субъект» никуда не делось. От этого напряжения бесполезно пытаться избавиться: его нужно выволакивать из тени на свет и аккуратно с ним работать, достигая компромиссов, порой очень непростых. В этом и заключается искусство внутренней политики.
Печать