В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире, традиционные летние туристические маршруты россиян претерпевают серьезные изменения. Но нет худа без добра, тем более что и в самой России расположены сотни уникальных мест для отдыха, туризма и экскурсий, на которые давно пора обратить внимание соотечественникам.
Директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов продолжает цикл провинциальных зарисовок экспедиции «Живое наследие: локальные культурные бренды России».Полтора десятилетия не был в Казани, каждый раз странно пролетая стороной. Запомнил её ещё весьма советским и не слишком опрятным городом, в котором свернуть за угол означало расстрел. За красивыми фасадами главных улиц ещё скрывалась разруха, грязь и недоделки. И даже слыша о городе универсиады и ЧМ как о турмекке, попав теперь в Казань, не верил глазам.
Блистательная европейская (или азиатская?) столица – дорогая по убранству, стилю, шарму. Кажется, что город отстроен почти заново, но строго по историческим чертежам. Такой вот Восточный ковёр с чётко встроенным орнаментом, в котором узор как бы симметричен и, однако, индивидуален в каждой детали. Кремлёвская улица и набережная озера Кабан, Старо-Татарская слобода, кварталы от канала Булак до самых до окраин – все пространство города формирует ансамбль, несущими конструкциями которого все чаще становятся общественные пространства.
Обновлённые парки, бульвары, набережные можно уже считать новыми достопримечательностями Казани.
Вот Фестивальный бульвар, ведущий к центру семьи Казан (здания в форме большого подсвечиваемого вечером «языками пламени» гигантского Казана – бывшая фанзона ЧМ, а теперь главный ЗАГС). По нему игриво бегут «мячики» с названиями стран участников матчей, а рядом лавочки-стрелочки – конфигурация части которых располагает к общению, а другой части – к изоляции (угадали дихотомию «ковид-нековид»). Так и подрывает побегать, а устав – тут присесть.
Вот Горкинско-Ометьевский лес – иллюстрация того, как из пустыря можно сделать конфетку. Впечатляют «потайные тропы», где лёгкой плиткой выложили дорожки, самопально выложенные в лесу жителями, и общественный огород, где садоводы-любители по заявкам получают метр для выращивания земляники. Ну и башня-термометр сражает наповал.
А бульвар Абсалямова («Белые цветы») вообще шедеврален. Роман-классика татарской литературы стал основой идентичности места, в котором огромную парковку заменил город-сад. Бульвар непроницаемо отгородили зеленью и белизной цветов от соседней трасы, а памятник парковке оставили – обозначили (поражающую масштабами) территорию, которую занимает одна машина. На равной площади теперь вмещается целая городская гостиная на всю семью – встроенная из зелени комната с фонарями, креслами или лежаками, столиками или подставкой для ног.
Фонтан для детей здесь – как открытая веранда: свободно заходя, оказываешься «под крышей» для влаги, а зимой – снежков. Так же – с концертной зоной, в которую «превращается» навес, а лужайка превращается в амфитеатр на коленках. На входе в «Белые цветы» разбросаны столики-клавиши печатной машинки с татарскими буквами по образцу сделанной когда-то специально для Абсалямова. И, кажется, что вот такие общественные пространства разбросаны теперь по Казани, чтобы пробудить жителей выращивать цветы творчества, находить буквы своего собственного алфавита.
Печать