Дмитрий Солонников – о нестандартном избирательном законодательстве Грузии.
Грузинское оппозиционное объединение «Сила в единстве», созданное два года назад на базе партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД), покинули ряд заметных политических фигур и партий. В ходе брифинга 27 июля лидер партии «Новая Грузия» Георгий Вашадзе и основатель партии «Закон и справедливость» Тако Чарквиани заявили об уходе из объединения и создании новой политической платформы «Стратегия Агмашенебели». Очередные парламентские выборы в Грузии пройдут 31 октября. На данный момент ЦИК Грузии продолжает процесс регистрации партий для участия в выборах. Всего в выборах должны принять участие 68 политических сил.
Говорить о проигрыше грузинской оппозиции в связи с очередным расколом в ЕНД на данный момент не приходится, полагает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.В Грузии очень нестандартное избирательное законодательство: места в парламенте могут получить партии, получившие всего 1% голосов, т.е. избирательные блоки должны получить столько процентов, сколько в них состоит партий. В этой ситуации у небольших объединений появляется больше шансов для прохождения в парламент страны.
«Единое национальное движение», некогда бывшее крупнейшим политическим объединением Грузии и связанное с бывшим президентом Михаилом Саакашвили, уже не могло существовать в прежнем виде, так как самые разные политики и силы, собравшиеся на этой платформе, могли начать мешать друг другу.
Растащить «Единое национальное движение» на различные составляющие, каждая из которых получит свои 1-5% – вполне политтехнологический ход. Этот процесс начался раньше, и «Единое национальное движение» уже успело разделиться собственно на ЕНД и «Европейскую Грузию», продолжается разделение и сейчас. Может быть, это будет мешать дальнейшей управляемости, но зато повысит шансы оппозиционных кандидатов на прохождение в парламент.
Фаворитом выборной гонки остается правящее политическое объединение «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», набирающая, по данным социологии 40%, но это еще не победа, и вопрос стоит в том, кто сможет лучше мобилизовать свой электорат. Совсем не факт, что «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили получит большинство в парламенте, а значит ей предстоят достаточно сложные переговоры с небольшими оппозиционными партиями, каждая из которых получит меньше, чем правящая партия, но в совокупности они наберут столько, что встанет вопрос о формировании коалиции. Поэтому говорить о проигрыше оппозиции в связи с очередным расколом в ЕНД на данный момент не приходится.
Печать