Андрей Максимов - о специфике новой программы по поддержке внутреннего туризма.
Начиная с августа 2020 г., в России стартует специальная программа по поддержке внутреннего туризма. Ее суть заключается в предоставлении туристу возможности вернуть от 5 до 15 тыс. рублей в зависимости от стоимости путевки. Премьер-министр Михаил Мишустин уже распорядился выделить 15 млрд. рублей на реализацию программы «туристического кэшбека».
Эффективность нововведений, разработанных правительством, оценил директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов.Я оцениваю эту инициативу положительно. Считаю, что действительно
в развитии туриндустрии в Российской Федерации одной из ключевых проблем является цена. В силу целого ряда причин логистического характера, подчас – дефицита конкуренции так сложилось, что зачастую цена не соответствует ожиданиям отдыхающих. В частности, одной из причин этого является то, что в целом ряде стран используется механизм субсидирования въездного туризма. Наиболее ярким примером в данном случае является Турция, которая предлагает россиянам дешевые туры на курорты, и на фоне отдыха где-нибудь в Анталии поездки по российским регионам представляются гражданам РФ достаточно дорогими.
Соотношение «цена - качество» оказывается хуже, и одна из причин этого заключается в том, что в Турции туроператоры получают весьма существенную компенсацию за каждого въездного туриста. Часто именно этим обуславливается более низкая цена. Российское правительство наверное впервые решило пойти по тому же пути, вложить в отрасль государственные средства, причем, может быть, даже более эффективным способом, при котором средства передаются не туроператору, а самому туристу. В целом механизм представляется достаточно разумным и продуманным. По сути это 20-процентная компенсация затрат, причем в достаточно гибком формате. Можно купить тур у оператора, можно напрямую оплатить услуги гостиницы.
Сомнения или критическую оценку вызывает то, что не все регионы включены в эту программу. Понятно, что в одних субъектах федерации инфраструктура туризма в большей степени готова к приему существенного туристического потока, в других – менее. Но заведомо ставить регионы в неравное положение, когда в одних программа работает, а в других – нет, мне кажется не совсем правильным. По сути дела, правильная идея дать потребителю самому выбирать, где отдохнуть, серьезно ограничивается заранее заданной географией.
Я бы не считал при этом проблемой ограничения по типам туризма. Допустим, морской, пляжный туризм, который более развит, пробьет себе дорогу сам. Ориентация на культурно-познавательный, речной и озерный, экотуризм кажется достаточно правильной. Правильным кажется и последнее принятое решение о том, что субсидирование по ряду регионов начнется только с 1 октября, сдвигаясь на относительно низкий туристический сезон, в Алтайском крае, республике Алтай, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Крыму и Севастополе. Понятно, что это наиболее «туристические» регионы среди территорий Российской Федерации, и такое рассредоточение туристов по году способствует снижению эпидемиологических рисков и дает возможность «подтянуть» туризм в случаях, когда он оказывается не очень выгодным туроператорам и турагентам. Летний сезон в южных регионах и на Алтае и так отмечают привлекательность и востребованность, в том числе – за счет закрытия границ и отложенного спроса, сформировавшегося весной.
Поэтому решение в целом мне кажется интересным, но отдельные его детали необходимо обдумать. Количество дней, получатели, размер субсидий в зависимости от стоимости тура – в данном случае мы имеем дело с «обкаткой» механизма в рамках пилотного проекта. Каким образом можно усовершенствовать и стоит ли продолжать этот проект, мы сможем понять после 20 декабря текущего года, когда он полностью завершиться.
Печать