Артем Кирпиченок – с культурными и историческими аллюзиями от просмотра российского художественного фильма.
В феврале 2019 года в прокат вышла российская историческая драма «Тобол» режиссера Игоря Зайцева, снятая по мотивам одноименного романа Алексея Иванова. Фильм основан на реальных исторических событиях первой четверти XVIII века.
Хочется быть белым человеком и дружить со шведами, воюя с вероломными дикарями, однако в истории все было иначе, констатирует публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артем Кирпиченок.В связи с хабаровскими событиями посмотрел фильм «Тобол». Почему-то картины про XVIII век всегда получаются патриотическом лубком. Этакий «Сибирский цирюльник» с яркими костюмами, ярмарками и разговорами в стиле «Не для себя живу, а для державы». А вот попробуйте что-то реалистичное снять – с грязюкой, лохмотьями, пьяными гвардейцами, режущими бороды у людей прямо на выходе из церкви, и Петром, лично рубящим головы у оппозиционеров. Ну да, я понимаю, все запасы сепии уже давно под советскую эпоху зарезервированы.
Сюжет – анальные боли постсоветского либерала. Хочется быть белым человеком и дружить со шведами, воюя с вероломными дикарями. А в истории все иначе было. «Дикарей»-то больше в русской коннице служило.
Но самое интересное это конечно светлый образ Матвея Гагарина. Если «Сибирь будет свободной», то ему, конечно, там будет в каждом городишке памятник стоять. Хотел ли он стать сибирским Мазепой – это дело десятое. Человек с такой властью над огромной территорией неизбежно становился потенциальным сепаратистом. Иван Степанович тоже до последнего момента царю верным слугой было. Просто карты так легли. В случае с Гагариным Петр видно решил просто не рисковать.
Печать