Сергей Поляков – о сути эксперимента с новыми политическими партиями.
В российском политическом пространстве зарегистрировано 52 политические партии, четыре из которых – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» – имеют свои фракции в Госдуме. Однако четырехпартийная система постепенно изживается себя, в связи с чем все активнее, особенно в регионах, заявляют о себе т.н. новые партии, которые становятся полноценными участниками электорального эксперимента в преддверии больших выборов в российский парламент следующего года.
Серьезную угрозу для партии власти представляет переток электората к т.н. неконтролируемой оппозиции, именно этого в первую очередь опасаются отечественные политические демиурги, замечает руководитель Центра Электоральных Практик, эксперт Центра ПРИСП Сергей Поляков.Социология со всей очевидностью показывает падение доверия избирателей к условной партии власти в лице «Единой России», но так как свято место пусто не бывает, то голоса разочаровавшихся в единороссах избирателей должны куда-то уйти. Для того чтобы не допустить усиления за их счет традиционных парламентских партий в лице КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» и затеян эксперимент с расчетом удовлетворить запросы избирателей на новые лица в политике, одновременно это попытка не дать вырасти новой оппозиционной силе, которая будет жестко противостоять «Единой России».
В экспертном сообществе есть мнение, что эксперимент может пойти не так, как задумывалось изначально, и новые партии начнут забирать голоса у самой партии власти. Этот тезис, конечно, имеет право на существование, тем более что, например, партия Прилепина фактически действует в патриотическом политическом сегменте, на котором долгое время работают как «Единая Россия», так и президент страны. Часть голосов, которые традиционно собирали единороссы, действительно могут уйти к прилепинцам. Но, на мой взгляд, произойдет это в незначительном масштабе, потому что патриотизм – не основная привлекательная черта «Единой России» в глазах ее традиционных избирателей.
Более серьезную угрозу для партии власти представляет переток электората к т.н. неконтролируемой оппозиции, именно этого в первую очередь опасаются наши политические демиурги, предлагающие избирателям новые политические партии.
Многолетнее доминирование «Единой России» на политическом небосклоне рано или поздно подойдет к концу. С 2003 года в России сложилась в основном четырехпартийная система, задающая тон в политике. Люди от этого устали, и здесь заложен риск спонтанного поиска ими новых неожиданных политических предложений. Поэтому мы видим упреждающий маневр со стороны федерального центра по созданию новой, системной и контролируемой оппозиции, что представляет собой меньший риск даже при потере части электората «Единой России» при очевидной выгоде концентрации голосов вокруг понятных АП партий, что выглядит более надежным сценарием.
Печать