Антон Чаблин – с впечатлениями от новой стратегии государственной политики в отношении казачества.
Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы. Соответствующий указ опубликован в воскресенье на официальном интернет-портале правовой информации. Целью государственной политики в этой сфере в документе названа консолидация российского казачества, сохранение и использование его наследия и культуры, формирование эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной и иной службы, участие в решении государственных задач в интересах национальной безопасности.
Новая стратегия не отражает проблему экономической несамостоятельности казачьих обществ, их малоземелья, оттока казаков из многих районов традиционного проживания, отмечает политолог, главный редактор «Акцентов», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.Внимательно ознакомившись с обеими «Стратегиями государственной политики в отношении казачества», принятыми в 2012 и в 2020 годах, я не обнаружил практически никаких конкретных предложений. Как правило, общие и слова и благие пожелания по поводу «совершенствования», «содействия», «налаживания», «расширения», «поддержания»... Более того, оба документа во многом почти дословно повторяют друг друга, особенно во вводной части.
Конкретных предложений в стратегии-2020 есть лишь два. Первое – это создать геральдический реестр Всероссийского казачьего общества; второе – создать Центральный музей российского казачества в Москве.
Но авторы стратегии хотя бы пытаются проанализировать проблемы, накопившиеся в среде российского казачества. Это радикализация качества, его разобщенность, вовлеченность в межэтнические и межрелигиозные конфликты, а также стереотипы в отношении к казакам (пресловутые «ряженые»).
Но очевидно, что это далеко не все. Не отражена проблема экономической несамостоятельности казачьих обществ, их малоземелья, оттока казаков из многих районов (например, из восточной зоны Ставрополья).
Стратегия, скажем, провозглашает «стимулирование переселения казачества в трудонедостаточные приграничные районы». Но какими методами будет осуществляться это стимулирование? По этому поводу ничего не сказано. То есть опять-таки лишь общие слова.
Печать