Николай Пономарев - о перспективах белорусской политики.
Четвертый день подряд в Белоруссии продолжаются столкновения между силовиками и протестующими, оспаривающими результаты выборов президента республики. Работники ряда крупных предприятий, включая БелАЗ, присоединились к политической забастовке. По официальным данным, за прошедшие сутки правоохранители задержали около 700 человек за участие в несанкционированных акциях протеста. Одновременно власти сообщают о том, что в результате действий оппозиционеров пострадали 103 силовика, 28 из которых были госпитализированы. В то же время очевидцы происходящего, включая российских журналистов, сообщают о якобы имеющих места фактах необоснованного применения силы правоохранителями и пытках задержанных.
Свое видение текущей ситуации в Белоруссии изложил политолог, эксперт Центра ПРИСП
Николай Пономарев.
Перспектива развития протестов в Белоруссии «завязана» в первую очень на степень устойчивости существующей политической системы и уровень консолидации элит. На начальном этапе и элита, и силовики продемонстрировали свое единство и готовность крайне жестко подавлять любые проявления инакомыслия. Раньше режим Лукашенко можно было оценить как относительно мягкий. Сейчас он трансформируется в значительно более жесткую модель. И люди, принимающие и исполняющие решения, считающие голоса или бьющие протестующих палками по голове, решают одну и ту же задачу – обеспечивают удержание власти. Недавние акты насилия фактически «повязали» их между собой в рамках механизма коллективной ответственности. Никаких инструментов противодействия этой системе у общества,
за исключением методов ненасильственной борьбы, на данный момент нет. Развернувшееся противостояние будет продолжаться. Но динамика последних дней показывает, что оно вышло на плато. В настоящий момент слишком высока степень неопределенности, чтобы можно уверенно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Или у власти закончатся камеры и тюрьмы, или у общества закончатся активисты, готовые рискнуть всем.
По моему мнению, многое будет
зависеть от позиции внешних акторов, степени их готовности вмешаться в ситуацию в Белоруссии и выбранного для этого инструментария. Если будет принято решение об активном вмешательстве, то мы сможем наблюдать один сценарий. Если как на Западе, так и на Востоке решат сохранить статус-кво, то шансы протестующих на победу будут минимизированы. Активисты закончатся быстрее, чем свободные камеры. Решительные действия внешних игроков, однако, будут предполагать эскалацию конфликта, что, с учетом положения Белоруссии как лимитрофа, легко может обернуться ростом напряженности между Россией и Западом.
Печать