Алексей Громский – с сомнениями в успехе проекта по объединению «оппозиционных самородков» на местах.
Проект «Объединенные демократы» (ОД) сообщил о регистрации 501 кандидата на местных выборах во Владимирской, Новгородской, Ивановской областях и Татарстане. Выдвинуто было 542 человека, то есть успешность первого этапа составила 92%. Набирает обороты и другой проект, связанный с ОР, – сайт «Живая политика». Движение также готово выделять гранты действующим муниципальным депутатам. Эта активность уже встречает противодействие властей, но эксперты считают, что, поскольку в избирательных законах и сейчас полно жестких ограничений, новые пока маловероятны.
Политтехнолог, представитель АПЭК в Новгородской области, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский считает, что чем дальше, тем больше проект «Объединенные демократы» напоминает театр, организованный для одного зрителя – главы российского государства и внутриполитического подразделения его администрации.Заявление руководителя «Объединенных демократов» о регистрации более чем полутысячи кандидатов, поддерживаемых ими на муниципальных выборах по всей нашей стране, заинтересовало многих экспертов. И отечественные профессионалы политических профессий поспешили заявить о приходе оппозиции на муниципальный уровень. Со стороны тех из них, что преимущественно работает с несистемщиками, слышны победные реляции. Увы, и в рядах коллег, работающих с парламентскими партиями, звучат выводы о бреши в законодательстве о выборах и предложении серьезно ограничить самовыдвижение.
Между тем, с позиции вдумчивого наблюдателя, делать выводы об успехе проекта, призванного объединить «оппозиционных самородков» на местах и оказать им технологическое сопровождение, которое позволило бы на равных противостоять ветеранам местного самоуправления, пока рано.
И дело не только в том, что даже если озвученная цифра истинна, на фоне распределения десятков тысяч мандатов она говорит о слабом «покрытии территории» клиентами проекта.
Данные о том, сколько конкретно кандидатов сопровождают сейчас «Объединенные демократы», по определению могут быть предоставлены только самими спикерами проекта. С тем же успехом любой из коллег политтехнологов мог бы заявить, что сопровождает на этих выборах десять или двадцать тысяч кандидатов в муниципальные депутаты. Кто и как это может проверить с учетом профессиональной традиции политконсультантов – не раскрывать имен клиентов и заказчиков? В свою очередь это не мешает каким угодно «демократам» приписать себе процесс или даже результат любого из муниципальных деятелей, с которыми их представители хоть раз вступали в контакт. Как в анекдоте про муху, которая, сев на спину уставшего вола, прожужжала: «Мы пахали!»
Сегодня в регионах «демократы» говорят о содействии выдвиженцам и от многих партий парламентской оппозиции. Установить достоверно степень вовлеченности их в процессы, впрочем, не представляется возможным. Победивший депутат, тем более партийный, всё равно «не признается», с учетом аллергии, которую испытывает на этот проект действующая управленческая вертикаль. Обязать его к этому «Объединенные демократы» не смогут, так как какие-то материальные взаимоотношения с идущими на выборы кандидатами предпочитают не поддерживать. А ведь новоявленному депутату ещё задачи в рамках действующей системе решать! Тут скорее можно рассчитывать на голоса политиков, проигравших выборы. Но их заявления о причастности к поражению консультантов от «Объединенных демократов», скорее, самому проекту не выгодны.
Чем дальше, тем больше проект «Объединенные демократы» напоминает театр, организованный для одного зрителя – главы российского государства и внутриполитического подразделения его администрации. Очевидно, что уже 14 сентября в публичном пространстве будут опубликованы серьезные цифры, указывающие на приход в местные советы значительной части депутатов, пользующихся поддержкой «Объединенных демократов». Можно также прогнозировать появление спикера международного уровня, которого с удовольствием будет цитировать BBC, как лидера широкой коалиции из пятиста муниципальных деятелей. А вот на раскладе сил в муниципалитетах, как и на реальной политике, деятельность «Объединенных демократов» вряд ли вообще отразится.
Печать