Гарегин Митин – о том, как повысить статус Госсовета, сделав его полноценным участником управления государством.
Во вторник, 1 сентября, спикер Государственной Думы РФ Вячеслав Володин заявил о том, что Государственный совет на протяжении 20 лет обеспечивает связь регионов и федерального центра, помогая президенту учитывать при принятии решений мнение субъектов РФ. По его словам, это имеет большое значение, учитывая федеративное устройство России. Ранее глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников допустил возможность расширения состава Госсовета согласно новому закону, текст которого находится на стадии обсуждения.
Если повышать статус Госсовета, то было бы целесообразно от поручений президента по итогам заседаний этого органа перейти непосредственно к решениям Госсовета по тем или иным вопросам, тем более что в настоящее время президент руководит заседаниями Госсовета, что можно закрепить и в федеральном законе, полагает управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин.До принятия федерального закона о Госсовете деятельность и статус этого органа регулируются положением, утвержденным указом президента 1 сентября 2000 года. По сути, сегодня Госсовет – совещательный орган, на заседаниях которого обсуждаются направления политики в той или иной сфере, проекты бюджета, его исполнение правительством, кадровая политика и т.п. Безусловно, это инструмент взаимодействия субъектов с президентом и высшими органами государственной власти, но не более того: деятельность Госсовета скрыта от внешних наблюдателей, и люди видят просто заседания с обсуждениями.
Статус Госсовета повысился, так как отныне он будет определяться федеральным законом. Для повышения статуса необходимо, чтобы Госсовет из чисто совещательного органа превратился в орган, принимающий решения, обладающими свойствами исполнимости и обязательности. Госсовет мог бы принимать какие-либо модельные акты, в том числе те, которые могли бы определять основные направления государственной политики в экономике, политике, социальной сфере и т.д. Сегодня основные направления определяет президент и правительство, при этом не видно четкого разграничения сфер ответственности, одновременно более узкие направления закрывают министерства. Большей частью субъекты являются проводниками этой политики у себя на территории.
Госсовет мог бы помочь субъектам стать полноценными участниками построения госполитики в проблемных сферах. Если повышать статус Госсовета, то было бы целесообразно от поручений президента по итогам заседаний этого органа перейти непосредственно к решениям Госсовета по тем или иным вопросам, тем более что в настоящее время президент руководит заседаниями Госсовета, что можно закрепить и в федеральном законе.
Неплохим решением стало бы придание Госсовету полномочий по обсуждению кредитно-денежной, налоговой и бюджетной политики с последующим вынесением рекомендаций Центробанку. Для субъектов, широко представленных в Госсовете, бюджетная и кредитно-денежная политика являются определяющими в их жизнедеятельности, от них зависит экономика каждого конкретного региона, и их мнение необходимо учитывать.
Еще один вопрос, который сегодня не получает должного внимания – это учет мнений субъектов о реализации национальных проектов. В связи с пандемией они были отодвинуты в общем информационном потоке на задний план, но с постепенным улучшением эпидемиологических показателей мы снова вернемся к нацпроектам, которые должны готовиться с максимальным учетом позиций субъектов. По своему личному опыту работу на госслужбе, связанной с обеспечением реализации нацпроектов в конкретном субъекте РФ, замечу, что они не были детально проработаны под нужды, конкретные возможности и ресурсы отдельных субъектов. Госсовет может помочь с точки зрения согласования интересов субъектов и федерального центра при разработке нацпроектов.
С момента своего образования в 2000 году персональный состав Госсовета не отличался особым разнообразием. СМИ цитируют слова спикера Госдумы Вячеслава Володина о возможном вхождении в новый состав Госсовета генпрокурора и председателя Счетной палаты. Безусловно, эти должные лица нужны в составе Госсовета, особенно это касается руководителя Счетной палаты, поскольку в его руках находится информация об исполняемости и эффективности реализации бюджетных средств. На мой взгляд, в состав Госсовета необходимо включить председателя Центробанка или его заместителя, так как они представляют орган, определяющий кредитно-денежную и валютную политику страны. Возможно включение президента Академии наук как лица, отвечающего за реализацию научно-технической политики в России.
Печать