Константин Комков – о возможностях современного мессенджера повлиять на политические настроения своего подписчика.
Центр развития политического капитала (Москва) представил исследование, посвященное способности телеграм-каналов превратиться в реальный инструмент политических манипуляций. По мнению авторов исследования, после отмены блокировки Telegram в России, мессенджер не только приобрел новых пользователей, но и превратился в ведущую площадку анонимных политических и новостных каналов, воздействующую на население, группы влияния, СМИ и даже органы власти.
Политолог, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Константин Комков обращает внимание на превращение Telegram из прибежища анонимных каналов в одну из самых влиятельных площадок удобной коммуникации, используемых властью и обществом.Telegram – не просто лидер среди площадок для анонимных политических каналов, он фактически единственный мессенджер, занимающий эту нишу. После официальной отмены блокировки Telegram превратился в площадку для коммуникации власти и общества, его стали чаще использовать официальные лица в регионах, появились губернаторские каналы, каналы органов власти, т.е. мессенджер качественно вырос с точки зрения содержания.
Рост числа официальных каналов в Telegram ведет к повышению количества открытых (не анонимных) и понятных игроков, что превращает мессенджер из прибежища анонимных каналов в одну из самых влиятельных площадок удобной коммуникации, используемых властью и обществом.
Полноценной альтернативой традиционным СМИ Telegram вряд ли станет, как не стали ей Facebook или «Вконтакте», так как телеграм-каналы быстро распространяют информацию, но в определенном сегменте, не являясь, в отличие от традиционных СМИ, средством массовой коммуникации, они также не обладают той прозрачностью, которая по закону сопровождает работу СМИ.
В 2020 году очевидным образом повысилась роль электронных коммуникаций в силу массовых ограничений и правил социального дистанцирования. Telegram, воздействуя на определенную аудиторию, является одним из инструментов текущей избирательной кампании. Но традиционная дискуссия на тему того, что важнее – традиционные АПМ, наружная реклама или телеграм-каналы – никуда не делась. Трудно оценить, что из них повлияло на конкретного избирателя, когда он делал свой выбор.
Мы понимаем, что телеграм-каналы – это все-таки не про идеологию, но способ доведения информации, поэтому делать акцент в избирательных процессах исключительно на них, возможно, не очень правильно. Наблюдая за ходом текущих кампаний, отметим возвращение традиционных средств коммуникации и обращения к избирателям, например, технологии проведения агитационной кампании «от двери к двери» – потому что люди соскучились за время режима самоизоляции по живому общению. Да, электронные средства агитации и коммуникации повышают свой удельный вес, но Telegram – только один из них, нам еще предстоит увидеть, как, например, будет использоваться Tik Tok или какие-то чаты в мессенджерах по типу WhatsApp.
Печать