Антон Тимченко – о прорыве Партии пенсионеров.
На выборах в Госдуму в 2021 году Партия пенсионеров может существенно улучшить свой результат, заявил председатель Центрального совета партии Владимир Бураков на пресс-конференции, посвященной итогам единого дня голосования 13 сентября. Всего партия пенсионеров получила 131 мандат, средний процент, набранный партией на ЕДГ-2020, составил 5,7%, при этом в Костромской области партия набрала 8,44%.
Несмотря на все оговорки, результат региональных выборов демонстрирует, что Партия пенсионеров может мобилизовать свой электорат, вполне сопоставимый с партиями парламентской оппозиции, а потому появление в новом созыве Госдумы фракции «пенсионеров» имеет неплохие шансы, предполагает политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко.Ни для кого не секрет, что электоральный цикл-2020 был ничем иным, как преамбулой к федеральной кампании по выборам в Государственную думу. Оттого-то и столь пристальное внимание к итогам 13 сентября – попытка разглядеть в прошедших выборах партийные контуры будущего парламента.
Однако за яркой реакцией на достижения и провалы новых политтехнологических проектов многие так и не заметили сенсацию сезона – прорыв Партии пенсионеров. По результатам единого дня голосования оказалось, что Партия пенсионеров – самая эффективная непарламентская партия (как по числу региональных выборов, в которых она приняла участие, так и по количеству голосов избирателей, полученных по стране).
Одним из ведущих глобальных трендов, который только усилила пандемия, является запрос на социальную справедливость. Проведение на этом фоне повышения пенсионного возраста без внятных и убедительных аргументов в России, стране с политической культурой левой ориентации, где идея справедливости выступает одной из стержневых ценностей, – довольно оригинальный ход.
Вполне естественно, что в таком контексте востребованными становятся партии с соответствующей идеологией. Именно поэтому «попала в запрос» предвыборная программа «пенсионеров», основные цели которой на бытовом уровне разделяют очень многие: отмена ЕГЭ, реформа здравоохранения, принятие единого социального кодекса, делающего понятным регулирование всех выплат, и, конечно же, кардинальное преобразование нынешней пенсионной реформы – вплоть до ликвидации Пенсионного фонда и выплаты пенсий напрямую из бюджета.
Если к этому добавить проведение технологически грамотных региональных кампаний – стройная и последовательная идеология, участие свежих лиц с социально значимой профессиональной биографией, сочетание традиционного «поля» с активным использованием интернет-инструментария, – то полученный электоральный результат станет вполне объясним.
Из девяти регионов, где «пенсионеры» участвовали в выборах, в семи партия прошла в местные парламенты (а учитывая, что в Магаданской области, с её самобытной электоральной культурой, партийный список набрал 4,79% голосов, можно говорить про восемь регионов).
Впрочем, даже несмотря на всю масштабность, достигнутый успех, конечно же, не даёт Партии пенсионеров ни малейшего повода для беспечности.
Во-первых, уровень поддержки на региональных выборах нельзя механически экстраполировать на федеральную кампанию (иная логика кампании, смена повестки, временной фактор, различная ресурсоёмкость и т.д.).
Во-вторых, необходимо удержать идеологическую линию. Электоральную перспективность пенсионной повестки осознали все кому не лень – попытки оседлать тему уже предприняли КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР и «За правду».
В-третьих, интенсивно работать с запросом на социальную справедливость будет и «Единая Россия», о чём говорит активно раскручиваемая инициатива введения безусловного базового дохода, которая, судя по всему, может стать одной из основных тем думской кампании.
Тем не менее, несмотря на все оговорки, результат региональных выборов демонстрирует, что партия может мобилизовать свой электорат, вполне сопоставимый с партиями парламентской оппозиции, а потому появление в новом созыве Госдумы фракции «пенсионеров» имеет неплохие шансы. Что в общем-то довольно логично, учитывая наличие в России более 43 миллионов пенсионеров.
Печать