Артём Кирпичёнок – о смерти в реальном мире и мире спектакля.
В Турции скончался 57-летний американский журналист российского происхождения, старший научный сотрудник Оклендского университета Андре Влчек. Он был найден мертвым в собственном автомобиле. Сотрудники правоохранительных органов начали расследование по факту смерти. Андре Влчек родился в Ленинграде, однако позднее переехал в США. Широкую известность Влчек получил, освещая военные конфликты в разных странах, включая Перу, Мексику, Боснию, Индию и Конго. Помимо журналистской деятельности, Влчек известен как режиссер, фотограф и драматург.
Публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артём Кирпичёнок о жизни и смерти известного западного диссидента, журналиста и режиссера Андре Влчека.Печальные новости приходят этой осенью одна за другой. Сначала скоропостижно умер Дэвид Грэбер, потому ушел Стивен Коэн, а теперь дошла весь о смерти Андре Влчека, которого я еще в 2012 году водил по Ленинграду.
Есть мир общества-спектакля, где «жертва» лежит на ковре с пятнами томатного соуса на спине, а отравленный «смертельным ядом» политик спустя пару дней чудесным образом чувствует себя живее всех живых. Это влечет за собой гневные заявления прессы, пикеты озабоченной общественности и санкции Евросоюза.
Есть реальный мир, где людей, которые стали неугодны Западу и его вассалам, бросают в узилища, расчленяют на куски в посольствах или находят при загадочных обстоятельствах их бездыханные тела.
22 сентября, в Стамбуле, в своей машине был найден мертвым известный западный диссидент, журналист и режиссер Андре Влчек. Турецкая полиция квалифицировала его смерть как «подозрительную» и начала расследование.
Постсоветские коммунисты и левые хорошо знали имя Влчека. Он родился в 1962 году, в Ленинграде, в семье чешского физика-ядерщика и русско-китайской художницы. Детство Андре прошло в Чехословакии 1968 года, где он сполна испил участь сына «национального предателя» и «монголки». В дальнейшем Влчек стал истинным гражданином мира, путешествовавшим от американских кампусов до джунглей Конго и от разорванной войнами Югославии до оккупированного Восточного Тимора. За свою короткую жизнь он снял более десяти документальных фильмов, был профессиональным фотохудожником и опубликовал бесчисленное множество текстов, которые рассказывали о роли западного империализма и его туземных прислужников в странах Третьего мира.
Так, Андре Влчек является автором романа «Точка невозврата», повествующем о работе военных корреспондентов, и написал non-fiction книгу, суммирующую преступления колониальных держав в странах Третьего мира после 1945-го года. В качестве корреспондента и участника программ ООН и ЮНЕСКО он постоянно работал в различных зонах социального бедствия и военных конфликтов 1980-2000 годов. А в последнее время в основном жил в Китае, являясь обладателем американского паспорта. Фотографии Андре Влчека экспонировались в Британском Музее, а его фильмы демонстрируют последствия неолиберальной политики в самых бедных и отдаленных странах планеты. Причем, некоторые из них были сняты совместно с Ноамом Хомским.
Совсем недавно, мы опубликовали рецензию на его последнюю книгу: «Это не то, что вам полагается читать», где вы можете прочесть «про нищих индонезийских женщин, стирающих белье в канавах с нечистотами, но мнящих себя «средним классом». Или об исламистах, которые верят, что сегодня у власти в Кабуле до сих пор находится «коммунистическое» правительство: «США пришли в Афганистан воевать с Талибаном, а не с коммунизмом». Хотя исламистское движение формировалось и финансировалось при помощи Вашингтона, о чем также рассказывал скончавшийся в Турции журналист.
В своих поездках Влчек спускался на самые нижние круги ада глобальной капиталистической системы. Как военный журналист, он неоднократно бывал в горячих точках и предпринимал опасные журналистские расследования, но сегодня смерть настигла его в сердце Стамбула. Его последние записи в блоге были посвящены антикитайской политике США и событиям в Белоруссии.
«Меня спрашивают «Ты ленинист, маоист, или троцкист? Какой модели ты придерживаешься – советской или китайской?». Мне дела нет до всех этих тонкостей. Я знаю только, что коммунист – это тот, кто борется против империализма и расизма. Против «исключительности Запада», колониализма и неоколониализма. Это человек, верящий в равенство и справедливость для всех людей на Земле.
Теоретические рассуждения на эту тему я оставлю людям, у которых полно свободного времени. На меня лично больше подействовал не «Капитал». На меня подействовало то, что я увидел в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии и в Латинской Америке. Повсюду я видел ужасы, вызванные стремлением Запада разграбить нашу планету. И чем больше я видел, тем сильнее я чувствовал себя обязанным стоять на стороне тех, кто борется за лучший мир. Верю, что посвятить свою жизнь другим людям это несравненно лучше, чем жить только своими эгоистическими интересами и погоней за удовольствиями.
Я восхищаюсь Кубой за то, что она сделала для всего человечества – своей борьбой за право следовать принципам своей революции. Кубинский интернационализм я как раз и считаю «своим коммунизмом». Быть коммунистом означает для меня постоянно бороться против непрекращающегося насилия над человеком, против грабежа ресурсов и природы, против эгоистичности и сопутствующих ей интеллектуальной и эмоциональной пустоты», – изложил свое идейное кредо сам Влчек.
Андре нередко вступал с ними в идейные споры – но его жизнь была направлена на то, чтобы сделать возможным иной, новый мир, альтернативный глобальной системе капитализма. Вместе с многочисленными друзьями по всему миру мы скорбим о его смерти, и надеемся узнать правду о причинах его безвременной кончины. В любом случае он ушел как боец, до конца говоря правду об участи угнетенных мира сего.
Печать