Гарегин Митин - о разделении власти и взаимодействия центров принятий решений.
Стало известно, что Владимир Путин остается на посту главы Государственного совета, а его полномочия как председателя закреплены в новом законопроекте. Разговоры о том, что Госсовет согласно новому закону несколько понизит свой статус, оказались беспочвенными. Но возвращается интрига - останется ли Путин главой Госсовета, если не захочет переизбираться в президенты страны в 2024 году? Что тогда из себя будет представлять этот орган?
Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин полагает, что Путин – единственный драйвер для Государственного совета.Конечно, сложно рассуждать, не видя подготовленный проект закона о Государственном совете, но тем не менее на основании той информации, которая у нас есть можно сказать, что Госсовет изначально усилен и функционально, и по составу. Его положение теперь определяется федеральным законом, а не указом президента, как раньше, то есть уже орган готовился для каких-то значимых действий. В новом проекте, несомненно, должно содержаться требование о том, что решения Государственного совета имеют общеобязательную силу. Это не должны быть просто рекомендации, но должны быть решения, например, определяющие основные направления внутренней и внешней политики.
Что касается присутствия президента в составе Государственного совета в настоящий момент действующего, то если статус-кво сохраняется и Владимир Владимирович остается руководителем Госсовета сейчас, после принятия закона, и после 2024 года, то это может говорить о двух вещах.
Первое, чтобы Госсовет заработал в полную силу, ему нужен драйвер, а таким драйвером является личность Путина. Кроме него никто другой не сможет в настоящее время усилить позиции Госсовета. Я полагаю, других таких фигур нет.
Второе, это то, что после 2024 года Владимир Владимирович не будет баллотироваться на новый срок и сохранит пост руководителя Государственного совета. В результате у нас появляется два центра принятия решений. Первый – это Государственный совет, в силу личности его руководителя, сохраняющего значительный вес и в политике, и в обществе. И второй центр принятия решений, это президент и органы, которые непосредственно работают с ним. И эти два центра должны будут согласованно между собой взаимодействовать. В данной ситуации президент и подотчетные ему органы будут представлять в большей степени исполнительную ветвь власти, плюс разрешать кадровые вопросы. Государственный совет – решать вопросы общих направлений политики, причем, полагаю, что он сосредоточится на вопросах, связанных с регионами. Будет согласовывать позицию регионов и федеральных органов, деятельность которых влияет на региональную политику. Это не только федеральные министерства, это, например, Центральный банк, который определяет финансово-кредитную политику, но при этом он ни в одну систему власти не встроен, он отдельно существует. И Государственный Совет может на своей площадке согласовывать нужды регионов и интересы, которые защищает ЦБ РФ. Таким образом, я вижу Государственный совет как орган, который будет заниматься выработкой внутренней и региональной политики и, возможно, касаться некоторых аспектов внешней политики.
Печать