Марк Зенгер – о символизме звонка госсекретаря США президенту Белоруссии.
В субботу, 24 октября, госсекретарь США Майк Помпео позвонил президенту Белоруссии Александру Лукашенко. В ходе разговора Александр Лукашенко и Майк Помпео обсудили ситуацию вокруг протестов в Минске.
Помимо символического признания, Помпео предоставляет Лукашенко поле для маневра во взаимоотношениях с Москвой, констатирует публицист, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер.Трудно переоценить символизм звонка Помпео Лукашенко: фактически госсекретарь США признал легитимность президента Республики Беларусь, в то время как Евросоюз, в особенности белорусские соседи Польша и Литва, этого до сих пор не сделали и всячески поддерживают оппозицию и протесты в Минске.
В ходе состоявшегося между госсекретарем США и президентом Белоруссии разговора бывший шеф ЦРУ повторил тезис, озвученный им в ходе визита в Минск в начале февраля 2020 года: выбор внешнего союзника остается за Минском, то есть США не возражают против союзнических отношений Белоруссии и России. При этом для США важен суверенитет и независимость республики Беларусь, то есть глубокая интеграция с Москвой нежелательна, можно «немножко дружить».
Февральский визит Помпео в Минск стал первым визитом госсекретаря США в Белоруссию за 25 лет. Тогда госсекретарь заявил, что вскоре Вашингтон, наконец, направит своего посла в Минск, а также пообещал обеспечить Белоруссию нефтью на 100%. Февральские предложения Помпео президенту Лукашенко прозвучали на фоне неудачи в переговорах по ускорению
сближения Белоруссии с Россией и отсутствия прогресса в согласовании «дорожных карт» интеграции в рамках Союзного государства.
Таким образом, как и в феврале, Помпео предоставляет Лукашенко поле для маневра во взаимоотношениях с Россией. В этом смысле линия Помпео выглядит прагматичнее
позиции бывшего помощника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона, предложившего белорусам сделать выбор между Россией и Западом, а также создать условия для ухода президента Александра Лукашенко под некие гарантии.
Печать