Андрей Черваков – о том, когда и слишком антироссийская власть – плохо, и слишком пророссийская – тоже не очень хорошо, и хочется предложить опрокинуть шахматную доску.
В выходные в Молдове и Грузии прошли президентские и парламентские выборы соответственно. Если в первом случае исход гонки пока не предрешен: ни пророссийский кандидат и действующий глава государства Игорь Додон, ни его проевропейски настроенная соперница Майя Санду не одержали победу в первом туре (33,01% против 35,61%). Однако высокий процент лидера «Нашей партии» Ренато Усатого (16,98%), который тоже считается пророссийским кандидатом, дает Додону шанс на лидерство во втором туре (вместе они набрали почти 50%). В Грузии картина уже ясна. Правящая партия «Грузинская мечта» (48,15%), настроенная в отношении РФ умеренно негативно, несколько ухудшила свои позиции, но набирает достаточно голосов для формирования правительства (даже без учета результатов предстоящего второго тура на части одномандатных округов). Считающаяся пророссийской партия «Альянс патриотов Грузии» тоже несколько ухудшила позиции, но тем не менее преодолевает трехпроцентный барьер для попадания в парламент (3,14%).
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Черваков считает, что полная победа пророссийских сил, которая в Молдове вполне реальна, а в Грузии выглядит пока совершенно фантастично, - поставила бы перед руководством России не менее сложные вопросы внешнеполитического характера, чем в случае прихода к власти в этих постсоветских республиках радикально настроенных антироссийских сил.Вполне вероятное переизбрание президентом Игоря Додона еще не будет полной победой пророссийских сил в Молдавии. Для того, чтобы целиком влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, его Партия социалистов должна иметь уверенное большинство в парламенте, а не хрупкую коалицию с одиозной Демпартией, благодаря которой и перетягиванию на свою сторону нескольких оппозиционеров - едва удалось заменить на посту премьера Майю Санду на более компромиссную и лояльную президенту фигуру экономиста Иона Кику. Однако очередные парламентские выборы должна состояться только в 2023 году.
В Грузии даже Альянс патриотов говорит лишь о необходимости диалога с Россией и бесперспективности заигрывания с коллективным Западом, в частности, вступления в НАТО, но не о полном развороте в сторону РФ и тем более интеграции в патронируемые ей межгосударственные структуры ЕврАзЭС или ОДКБ. Однако даже такая осторожная риторика, как видно из результатов очередных парламентских выборов, не находит широкой поддержки в обществе.
Вместе с тем если представить полный триумф пророссийских сил в Молдавии (президент и большинство в парламенте - пророссийские), что более вероятно, и в Грузии (премьер и большинство в парламенте – пророссийские), что пока выглядит просто фантастикой, то для российского руководства это стало бы вызовом похлеще прихода к власти антироссийских сил, настроенных против нашей страны не просто негативно, а крайне враждебно. Ведь пророссийское руководство что Молдавии, что Грузии обязательно поставит ребром вопрос о возвращении «своих территорий» – Приднестровья, фактическая независимость которого во многом зиждется на поддержке России, Абхазии и Южной Осетии, которые мы уже признали в качестве независимых государств. И как выходить из этой ситуации – непонятно.
Наблюдая этот геополитический цугцванг, когда и слишком антироссийская власть – плохо, и слишком пророссийская – получается, тоже не очень хорошо, хочется предложить опрокинуть шахматную доску. Инициировать процесс воссоединения непризнанных государств с «метрополиями». Градус пророссийских настроений в этом случае в обоих странах возрастет, вопрос об их интеграции в межгосударственные структуры под эгидой России станет не таким уже бессмысленным. Более того, и Молдавия, и Грузия, интересные коллективному Западу прежде всего в качестве элементов враждебного пояса вокруг Российской Федерации, потеряют в цене для приверженцев их европейской и евроатлантической интеграции на той стороне. Однако мы не можем бросить ни Приднестровье, ни Абхазию с Южной Осетией до такой степени, чтобы все поверили в приверженность России идее реинтеграции. Не можем просто взять и уйти оттуда. Причина в том, что у такой политики может быть кровавая развязка, поскольку жители спорных территорий категорически, решительно против такого «воссоединения». Взаимная ненависть там еще слишком сильна. И предать их, оставив один на один с крайне опасными агрессорами, мы не имеем права.
Делать такой непростой геополитический выбор в ближайшие время предстоит президенту Владимиру Путину, внешнеполитические ходы которого можно оценивать по-разному. Но в глазах здравомыслящего патриота - он в любом случае играет за белых, а не за черных.
Печать