Максим Шанин – о мировых проблемах, которые стоят за выборами в США.
После победы Байдена в Пенсильвании большинство ведущих СМИ, в том числе телеканалы CNN, NBC, ABC и агентство Associated Press, называли демократа "избранным президентом США". Вскоре после этого телеканал Fox News сообщил, что демократ выиграл в штате Невада. Согласно оценкам CNN, с учетом побед в Пенсильвании и Неваде Байден уже заручился поддержкой 279 выборщиков. По прогнозам Fox News, у демократа 290 голосов. Многие другие авторитетные СМИ считают, что итоги голосования в штате не столь однозначны, хотя и признают, что демократ лидирует. Действующий президент Дональд Трамп не признал поражения и заявил о планах начать масштабное судебное разбирательство.
Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин считает, что выборы в США говорят об изменении мировой политической повестки.Выборы президента США продолжают привлекать всеобщее внимание, что вполне естественно для столь значимого политического события. Наблюдатели и комментаторы из разных стран судят о возможных последствиях со своих точек зрения. Не исключение здесь и РФ. Мы тоже смотрим на происходящее преимущественно сквозь призму перспектив двусторонних отношений. Хотя, положа руку на сердце, современная Россия едва ли выглядит для Америки чем-то таким, на чём свет сошёлся клином.
Мне же хотелось бы краем глаза взглянуть на то, чем эти выборы являются для самих США. Хотя процесс официально ещё далёк от завершения, победа демократов выглядит вполне вероятной. Целый ряд вполне приличных стран даже направил Байдену официальные поздравления, есть, правда, и такие, кто поздравил Трампа.
Ситуация, которая сложится в случае итогового воцарения демократической администрации, будет выглядеть для современной Америки весьма необычно. Прежде всего, в США давно уже, второе столетие как, не принято ограничиваться одним президентским сроком. Не всегда обязанности при этом исполняет один и тот же человек, но представители одной партии находятся на посту никак не менее, чем два срока подряд. Последний на данный момент случай нахождения на посту президента в течение всего лишь одного срока - Буш-старший. Но в целом для республиканцев это был уже третий срок у власти. Президенты, по разным причинам сходившие с дистанции во время исполнения полномочий - за прошлый век их было, кажется, пятеро, также не прерывали тем самым правление своих партий.
За последние более чем 120 лет случай, когда бразды правления переходили к другой партии всего лишь по истечении одного срока, отмечен всего один - Картер. Правда, тогда президентская власть перешла от демократов к республиканцам. За противоположной ситуацией придётся отправиться в XIX век. В том столетии можно отыскать пару периодов политической турбулентности, когда президентские полномочия слишком быстро переходили из рук в руки, но вот именно республиканцы допустили такое лишь единожды. И вот теперь Grand Old Party стоит на пороге второго подобного события в своей продолжительной истории.
Выборная система лишь до определённой степени служит отражением изменений в политике США. В целом можно сказать, что в ней выделяются достаточно продолжительные циклы, и главное, все, что в эти периоды происходит, можно связать с определёнными партиями, фигурами у власти и их администрациями. И если вдруг возникает необходимость резко переложить руль, то, наверное, что-то пошло не так, и требуются быстрые и решительные изменения. Или же надо было сделать какую-то важную, но кратковременную работу, она сделана, и системе требуется перезагрузка. В таком случае это тоже предвестник больших перемен, но лишённый критической составляющей в адрес предшественников.
Давайте же посмотрим, чем характеризуется продолжительное пребывание у власти той или иной партии. Скажем, за последние лет сто, когда их программные установки приобрели современные очертания. При демократах США вступили в обе мировые войны, а ещё в Корею, Вьетнам и Югославию. Карибский кризис тоже был при них. Но и в зените своего влияния в мире Америка тоже оказывалась во время правления демократических администраций. А что же их соперники? Пережили начало и худшие годы Великой депрессии, террористические атаки, закончили несколько затянувшихся кровопролитных войн. На республиканцев пришлась разрядка, начало широкомасштабного сотрудничества с Китаем, а затем и наша perestroyka. Основная часть договоров о ядерном разоружении - тоже они.
Конечно, приведённые перечни событий страдают некоторой условностью. В рамках американской политической системы не стоит слишком уж противопоставлять одну партию другой. Всё же это части одного организма. Но вот функционал у них действительно несколько отличается. Поэтому можно строить определённые предположения относительно будущих действий демократической администрации на тех или иных направлениях. Если, конечно, демократы действительно победят. Но почему всё же их ещё не состоявшееся возвращение организовано с такой поспешностью?
Возможно, кое-какие ответы на этот вопрос можно получить, повнимательнее присмотревшись к составу явившегося на выборы властного тандема. В связке с аксакалом, встречавшимся ещё с Громыко, идёт бойкая дама. Из прокурорских, но ультралиберальных взглядов. Папа с Ямайки, мама из Индии. Себя называет чёрной женщиной. Видимо, такой коктейль воспринимается пока не вполне однозначно, поэтому выступать сразу первым лицом ей не дали, несмотря на уже звёздный статус внутри своей партии. Но и в возможности её старшего коллеги, которому очень скоро исполнится 78 лет, полноценно исполнять обязанности на протяжении длительного времени верят не все. А вот повестка, с которой ассоциируется бойкая дама, вполне может в самое ближайшее время оказаться сверхактуальной, превратившись из нескольких модных тем в основное содержание мировой политики. Во всяком случае, её фасада и официальной риторики. Наверное, нет уверенности в том, что старшее поколение политиков сможет в этих условиях реагировать на вызовы адекватно. Впрочем, только ли США эта проблема касается?
Многие в последнее время по разным поводам заговорили о том, что американцы начинают потихоньку сдавать позиции. Но уходить без боя определённо не собираются. Да и осуществить даже мирное преобразование столь огромного хозяйства - задача архисложная. Too big to fail, как говорится. Что до нашей страны, то нельзя сказать о наступлении непростых времён. Мы давно в этом периоде находимся, позиции занимаем вполне определённые, возможности манёвра и, тем более, самостоятельных действий крайне невелики, понимание сегодняшней повестки почти нулевое, не говоря уже о способности изъясняться современным политическим языком.
Может, и пронесёт.
Печать