Марат Муллагулов – об идеологии Партии пенсионеров и ее перспективах на выборах 2021 года.
Российская партия пенсионеров за социальную справедливость приняла решение участвовать в выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года, в том числе в кампании по выборам депутатов Госдумы восьмого созыва. Председатель центрального совета партии Владимир Бураков отметил, что Партия пенсионеров обязана добиться "максимально возможного присутствия в органах государственной, региональной и муниципальной власти".
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Марат Муллагулов считает, что у Партии пенсионеров есть четкий ответ на запрос современного общества, и это дает хорошие перспективы расширить ее присутствие на политическом пространстве.Чтобы говорить о
перспективах Партии пенсионеров в будущем электоральном сезоне, стоит проанализировать сезон прошедший. В 2020-ом Партия пенсионеров приняла участие в избирательных кампаниях 9 регионов России, преодолев пятипроцентный барьер в 7 из них. Не получилось в Магаданской области, там не хватило нескольких десятых процента, и в Воронеже, который, скажем честно, славится высокой управляемостью выборных процессов и, соответственно, результатов. И это опровергает традиционное мнение экспертов о том, что электоральное ядро Партии пенсионеров составляет около 2%. Вот простая математика: Партия пенсионеров приняла участие в 9 кампаниях и в абсолютных величинах за прошедший электоральный сезон получила всего в 10 раз меньше голосов, чем «Единая Россия», которая участвовала в 11 региональных кампаниях.
Учитывая то, что в 7 российских регионах партия преодолела порог в 5 %, имея довольно ограниченные финансовые, кадровые, информационные ресурсы, можно предположить, что ее стартовый показатель на выборах 2021 года составит от 7 до 9 %. Кампания 2020 года показала, что электорат Партии пенсионеров гораздо шире, чем принято думать. Это люди в возрасте «45 плюс». Те, кто начинает размышлять, как они будут жить уже через 10-20 лет. Более того, за Партией пенсионеров начинает идти молодежь. Их порыв, по сути, реакция на основной посыл – заступиться за бабушку и дедушку, которые строили пресловутые «заводы, газеты, пароходы». И это отличный электоральный ресурс, это люди, настроенные созидать, в ответ на то, что их слышат.
Сейчас в российском обществе есть четкий запрос на социальную справедливость и просто на справедливость. Партия пенсионеров на этот запрос отвечает. На мой взгляд, электорат партии будет молодеть, как с недавних пор молодеет электорат партии коммунистической. Почему это происходит? В советское время люди чувствовали некую модель социальной справедливости, но им не хватало, например, условных свобод, бытового благополучия, какого-то изобилия. А сейчас у детей, родившихся в новой России, все это есть – и свобода, и толерантность, и товарное изобилие. Им не хватает социальной справедливости. И я думаю, когда эти дети подрастут, достигнув 18-летнего возраста, политическая карта России изменится. Может быть и не только России.
Дело в том, что справедливость, с одной стороны, очень емкое понятие, а с другой – по-детски простое. Помните, как у Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» Все же понимают на обывательском уровне, что честно, а что нечестно, что справедливо, а что - нет. С точки зрения молодежи, честная, своевременная реакция властей на события в стране и мире в целом, на основные запросы населения – это и есть справедливость.
На мой взгляд, главной задачей предвыборных кампаний, в частности и кампании 2021 года, для Партии пенсионеров станет расширение электората. В одном электоральном поле с ней находятся сейчас 4-5 партий. И это не «Единая Россия», хотя некоторые эксперты и говорят, что пенсионеры якобы будут забирать голоса у единороссов. Это ключевая ошибка - есть электорат, который уже разочаровался в традиционных партиях, в вездесущей парламентской четверке. Но эти люди не оппозиционеры как таковые, они против революций в любых ее проявлениях, против насилия и каких-либо социальных встрясок. Они за справедливость, они не согласны с некоторыми реформами, которые были проведены в стране. В частности с пенсионной. И в это непростое, со всех точек зрения, время в обществе четко сформировался запрос на идеологию.
В России, на мой взгляд, нет ни одной партии снабженной идеологией. Даже КПРФ, которая пыталась переписать заповеди КПСС, оторвана от реальности. Люди, которые идеологически были заряжены в СССР, уже глубокие пенсионеры. Им 80-90 лет. Молодые пенсионеры, школьники 70-х, можно сказать, видели все эпохи. Выросли в СССР, застали и перестройку, прошли 90-е годы. И у них есть запрос на современную идеологию. Простую и понятную. КПРФ – это давно не та партия, у которой есть свой ядерный электорат. Комсомольцы конца 80-х, голосовавшие за КПСС, ушли в «Единую Россию», в партию власти. И именно у КПРФ, в первую очередь, Партия пенсионеров заберет голоса. Электорат давно умершей «Справедливой России», которая держится на старых питерских связях, тоже, в какой-то части, может уйти за пенсионерами. Не исключаю, что в сторону Партии пенсионеров могут посмотреть те, кто традиционно голосовал за ЛДПР. Особенно в регионах, где появляется все большее количество новых интересных лидеров.
И еще важный момент. Есть люди, которые не ходили на выборы, по разным причинам. А сейчас сложная экономическая, эпидемиологическая и, как следствие, социальная ситуация, сформировали из них благодатную почву для работы несистемной оппозиции. Поэтому так важна роль Партии пенсионеров, которая вполне способна ответить на запросы «возмущенных внуков».
Печать