Максим Осовский – о развитии цифровой экономики.
Цифровая экономика – это миллионы выручки на одного сотрудника, считает организационный консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Осовский.Уильям Плейфэр - один из соавторов экономической монографии Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов” почти 250 лет назад написал, что «богатство и сила никогда не задерживаются надолго в одном месте; они путешествуют по лицу земли, как караван купцов».
Экономика устроена так, что одно предприятие имеет выручку 1 млн. рублей в год на одного сотрудника, и этого еле-еле хватает на операционные расходы, а на хорошую зарплату и вовсе не хватает. А в другом - от 14 до 70 млн. рублей в год. И если мы сравним эти два предприятия, то увидим, что на втором обязательно используются современные технологии, как мы говорим, цифровые инструменты, а первое так и осталось в позапрошлом веке, когда такая производительность труда была на самых передовых английских мануфактурах. Да, на тот момент самых лучших в мире, но в конце 19 века.
Сегодня цифровая экономика - это экономика предприятий, на которых выручка составляет миллиарды рублей, потому что ты можешь продавать и оказывать услуги по всему миру, все процессы автоматизированы, люди меньше работают и больше уделяют времени самим себе. Такие предприятия есть в Перми, Казани, Нижнем Новгороде, Кирове. Их выручка, действительно, составляет 70 млн. рублей, а в есть предприятия, где бывает и 3 млн. долларов, и 6 млн. долларов на одного сотрудника. Три таких предприятия численностью от 300 до 1000 человек могут заплатить налогов столько, сколько сейчас составляет весь бюджет Тамбовской области. То есть, этими деньгами можно обеспечить зарплаты из бюджета учителям, врачам, обустроить дороги.
Как сделать, чтобы таких предприятий было больше? В первую очередь, надо внутри образовательной среды вузов и компаний пытаться создавать такие предприятия. Искать закономерности, технологии, инвестиции. Необходимо отметить, что система образования даже в СССР в 1920-е годы создавалась только, как платформа для роста экономики - индустриальной экономики того времени.
Конечно, сейчас никто не скажет, чему нужно учить детей, чтобы они через 10-15 лет стали жить лучше, чем мы, но очевидно, что мы, как учителя, родители, организаторы образования, должны прочно связать образование и экономику предприятий.
“Историю, ботанику, биологию, физику, литературу” связать с тем, что сейчас для преподавателя обычного вуза, да и корпоративного университета, кажется недостижимым - “миллионами рублей на одного сотрудника”.
Обучение и там, и там должно проходить так, как работают крупнейшие компании - в цифровой среде, с массой новых систем, инструментов, программ, способов коммуникации, с 15-минутными брифингами и частой сменой проектных команд. Лидеры такого корпоративного и классического академического образования уже появились и в России. Там никого не интересуют оценки “5” или “3”. Они могут показать, что они сделали за время обучения! Цифровая экономика - это не цифры, не показатели, а экономика.
Печать