Совет Федерации одобрил закон о пожизненных сенаторах. В этом же документе обозначены сроки ограничения для назначения сенатором после снятия или погашения судимости: 15 лет за особо тяжкие преступления, 10 лет за тяжкие преступления и 5 лет за преступления средней тяжести.
Юрист, общественный деятель, эксперт Центра ПРИСП Карен Григорян предполагает, что данная инициатива напрямую связана с предстоящим транзитом власти.Если смотреть мировую практику, на которую ссылаются инициаторы закона, то подобных гарантий для сенаторов в крупных развитых государствах нет. Разве что Великобритания с палатой лордов. Но это больше дань традициям, которые существуют в королевстве, и достаточно значимы в политической культуре. Другие государства, в которых существует пожизненный статус сенаторов – это Бурундия, Руанда, Парагвай, Конго, Никарагуа. Но, на мой взгляд, России не совсем корректно перенимать опыт данных стран из-за их невысокой значимости в мировом сообществе.
По-моему, в сегодняшней России такая пожизненная синекура может негативно сказаться на статусе института президентства и члена Совета Федерации. Тем более, что у нас есть специальные законы, которые предусматривают гарантии президенту и лицам, занимающим высшие государственные посты. И они, весьма существенные.
Что касается судимостей и срока их давности, то здесь еще больше вопросов. Все-таки, если речь идет о членах Совета Федерации, должен быть моральный ценз. Какие тут особо тяжкие и тяжкие преступления. Если, скажем, взять депутатов Государственной думы, то там народ решает избрать человека с определенным прошлым или нет, так как эти данные указываются в бюллетене. Но в верхнюю палату парламента представители делегируются субъектами. И у жителей регионов нет возможности «ограничить» такого кандидата.
Тут волей-неволей складывается ощущение, что все делается под конкретных людей, и в преддверии транзита власти представители власти нынешней хотят подстраховаться, обеспечив себе пожизненный статус.
Печать