Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев прокомментировал итоги голосования коллег по поводу стоимости избирательной кампании депутата Государственной Думы.В одной из профессиональных групп «Профессиональная Ассоциация Политических Консультантов и Технологов» на платформе Facebook прошло голосование, в рамках которого участники должны были оценить примерную стоимость кампании на выборах в Госдуму в 2021 г. Большинство коллег остановили свой выбор на 100 или 150 млн., и никто не отметил такие варианты, как 30 или 50 млн.
На сегодняшний день количество желающих стать депутатами среди представителей бизнеса существенно уменьшилось. Тема депутатской неприкосновенности, которая была столь актуальна в 90-х гг., сошла на нет. Депутаты работают теперь в коллегиальном формате, и каждый понимает, что один в поле не воин. Депутатские запросы, как способ заработать, ушли в прошлое. Депутаты сейчас мало отличаются от наемных работников в какой-нибудь администрации. Они выполняют решения партии и правительства, голосуя «как надо». Возникает вопрос: что должно заставить людей тратить большие деньги потратить большие деньги на кампании, чтобы потом стать жертвами думской дисциплины, превратившись в часть системы, в которой роль отдельного депутата уже давно минимизирована. Понятно, что есть более активные депутаты, которые выступают в качестве авторов законопроектов (хотя они не всегда сами занимаются их разработкой, часто их готовят вне стен Госдумы).
Если взять все бонусы и привилегии, которые ныне дает человеку статус депутата, становится очевидным, что овчинка не стоит выделки: ради мандата не стоит тратить 2 – 3 млн. долларов.
Потом, выборы сейчас носят уже не настолько конкурентный характер. Мы прекрасно понимаем, что выборы приобретают референдумный характер. И это можно показать на примере последних выборов в Мосгордуму. Конечно, на них победили около 20 представителей оппозиции, причем многие из них выступали в качестве кандидатов-спойлеров. Однако те, кого не желали видеть среди депутатов Мосгордумы, вовсе не были допущены до выборов.
Я не вижу большого смысла для человека искать спонсоров и тратить большие деньги для того, чтобы стать депутатом. Есть минимально достаточные суммы, которые позволяют узнаваемому человеку (представителю социальноодобряемой профессии), признанному авторитету в определенной социальной среде, одержать уверенную победу на выборах. Я думаю, что 30 – 50 млн. рублей вполне достаточно для того, чтобы заявить о себе, а при наличии административного ресурса стать депутатом.
Кроме того, само содержание российской политики на текущий момент отталкивает от участия в выборах тех, кто мог принять участие в избирательной кампании. Вспомним о том, как в Думе прошлого созыва избавлялись от неугодных людей типа Гудкова. Неудобным людям там делать нечего, а удобные могут найти себя в исполнительной власти.
Здесь, как мне кажется, интересно в первую очередь мнение моих коллег. Если не ошибаюсь, в опросе приняли участие 246 человек, и почти все выбирали максимальные суммы. Я расценил это как желание вспомнить о временах, когда были большие бюджеты, большие доходы. Сейчас доходы политтехнологов заметно упали.
Такое впечатление, что коллеги не заметили, как за пару федеральных выборных циклов поменялась страна. Как поменялась ситуация с попаданием людей в парламент. И как она еще будет меняться. Это раньше всё начиналось со слов «я хочу». Теперь всё начинается с «мы вам предлагаем». Мы предлагаем вам поработать депутатом. Когда человеку предлагают поработать в исполнительной власти, в редких случаях и «где-то высоко в горах, но не в нашем районе», он должен платить «за вход». Да и платит в уверенности, что все не только отобьется, но еще и прибыль принесет. А какая нынче прибыль у представителя власти законодательной, у депутата Госдумы? Президент вчера предлагал «Единой России» обратить внимание на тех, кто «проявил себя с самой лучшей стороны, показал себя надежным бойцом, добрым, сердечным человеком, причем не просто каким-то человеком, стремящимся к карьере, а настоящим тружеником, готовым впрягаться в решение непростых задач, стоящих перед страной». Человек будет нанят властью исполнять функцию законодателя. Так что, про бюджеты от 100 млн. руб. и выше можно забыть. Хотя мечтать не вредно.
Печать