Фото с сайта: pixabay.com
Латвийский правозащитник о высказываниях некоторых российских коллег
Представители организации «За права человека», Московской Хельсинкской группы и комитета «Гражданское содействие» в минувшие выходные выступили с заявлением, в котором призвали «противопоставить государственному террору широкое объединение людей». Заявители немного пространно пригласили к «широкой общественной поддержке политиков, выступающих за демократию, верховенство закона и права человека». Цели заявителей – объединиться и
повлиять на исход выборов в Госдуму в 2021 году. Текст заявления прокомментировал известный латвийский правозащитник
Эйнарс Граудиньш, правозащитник (Латвия):«Лев Пономарев, Валерий Борщев, Светлана Ганнушкина, именующие себя российскими правозащитниками, нагнали страху в заявлении от 20 декабря. По их мнению, работа российских спецслужб – это исключительно преследование инакомыслящих, оппозиционеров, представителей малочисленных религиозных конфессий, это пытки, шпиономания, захват государственных постов.
Затем авторы переходят к решительным призывам. К ликвидации спецслужб, возбуждению уголовных дел против их сотрудников. Инструментарий совсем не похож на правозащитный – спиливать двери, изымать оргтехнику, крутить руки и т.д.
Те, кто хоть немного знает историю Великой Отечественной войны, не станет отрицать героическое участие сотрудников органов безопасности в обороне Москвы, Ленинграда, битве за Сталинград, в партизанском движении. Если говорить о современности, то сравним статистику. Ещё в 2010 году в России имели место 779 преступлений террористической направленности. В 2015 году – 36. В уходящем году – 2. За этими сухими цифрами – круглосуточная работа, связанная с риском для жизни.
Меня знают как человека, который резок в суждениях и оценках. Но заяви я, как Лев Пономарев, что спецслужбы безопасности в какой-либо стране представляют угрозу обществу, у меня дома уже бы шли многочасовые обыски с конфискацией электронных носителей и с задержанием на 48 часов для определения меры пресечения. Затем – безжалостный суд и тюремное заключение на несколько лет.
Выход подобного материала в медийном пространстве России свидетельствует о том, что у вас невероятно демократическое государство в плане свободы слова и распространения информации.
Достаточно посмотреть на показательный пример, связанный с судьбой моего друга и соратника, ученого Александра Гапоненко из Риги. Он тоже правозащитник. В последние годы офис и квартиру Гапоненко регулярно подвергали обыскам. Его неоднократно вызывали в полицию, запугивали, прорабатывали в прессе. В 2018 году Александра арестовали по обвинению в «попытке свержения власти и разжигании национальной розни», через два месяца к этим обвинениям добавили статью о «действиях в пользу иностранного государства». При задержании с ним обращались жестоко, держали в наручниках, нанесли телесные повреждения.
Эти преследования связаны с тем, что Гапоненко выступал и выступает в защиту русскоязычных граждан Латвии, которых дискриминируют, не допускают во власть, унижают в официальных СМИ и речах политиков-шовинистов, отнимают родной язык. Образование на русском языке в школах и вузах Латвии сведено к минимуму. Русскоязычные СМИ сокращаются, а их журналистов подвергают жесточайшей травле. Обо всем этом говорил и писал Гапоненко. В отличие от Пономарева его суждения были предельно корректны и конкретны. Но быть правозащитником в Латвии намного опаснее, нежели в России. И почему-то Лев Пономарев ни разу не выступал в защиту русского населения Латвии и местных правозащитников.
Подписанты заявления говорят об общественной поддержке политиков, выступающих за демократию, верховенство закона и права человека. О том, что выборы таких политиков нужно обеспечивать контролем со стороны наблюдателей. Прекрасные идеи, кто был бы против! С другой стороны, стоит ли верить авторам столь агрессивного, лживого и однобокого текста? Я убежден, что нет. Наверняка политики и наблюдатели, которых они предложат, тоже окажутся фальшивыми.
Неоднократно я приезжал посмотреть на российские выборы и всегда говорил о том, что они отлично организованы. Видеонаблюдение, конкурентность, широкая дискуссия кандидатов в СМИ, оперативная реакция на нарушения. Такой открытости на выборах в Латвии нет. Однако я ни разу не слышал, чтобы Пономарев о российских выборах говорил что-либо позитивное. О недавних выборах в США вообще из его уст не слышал ничего! Хотя поводов для возмущения у настоящего правозащитника было более, чем достаточно: грязные фальсификации, недопуск наблюдателей, где-то явку показали 800 процентов, мертвые души в списках проголосовавших.
Данный текст Льва Пономарева сотоварищи я рассматриваю исключительно как акт саморазоблачения. Имеющий уши да услышит. И за авторами не пойдет».
Печать