В ходе прошедшего недавно круглого стола, организованном Экспертным институтом социальных исследований, развернулась активная дискуссия относительно того, будет ли Владимир Путин возглавлять партийный список «Единой России» на выборах в Госдуму в 2021 году.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев анализирует позиции потенциального «первого номера».На распутьеВ рассуждениях о лидере партии, гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин настаивал на том, что глава государства вряд ли пойдет на этот шаг. По его мнению, в пользу этого свидетельствуют два обстоятельства. С одной стороны, у «партии власти» уже имеется официальный лидер – Дмитрий Медведев. С другой стороны – электоральная база, которая является основой президентского консенсуса, гораздо шире кластера избирателей, голосующих на выборах за единороссов. И потому появление Владимира Путина во главе списка правящей партии может оттолкнуть от него электоральные группы, которые не хотят себя ассоциировать с «Единой Россией».
Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов выразил согласие с коллегой, но указал, что при определенных условиях вероятность участия президента существенно возрастет. По его мнению, глава государства может возглавить список единороссов, но лишь при условии отмены запрета на избирательные блоки и создания альянса «Единой России» с Общероссийским народным фронтом.
Доводы экспертов вполне взвешены и продуманы, однако очевидно нуждаются в проверке с учетом данных социологических опросов.
«Токсичный» МедведевДмитрий Медведев является формальным лидером единороссов. Однако, по данным ВЦИОМ на 13 декабря 2020 г., уровень доверия респондентов к нему составляет всего 22,1%. По этому показателю он уступает даже лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову. Индекс доверия к Медведеву (определяемый как разница доверяющих и недоверяющих участников опроса) достиг отметки в – 43 пункта. Для сравнения, индекс доверия к Владимиру Жириновскому равен – 26. Об отсутствии доверия к лидеру «Единой России» заявляют 68,8% опрошенных.
На сегодняшний день Дмитрий Медведев является наиболее «токсичным» из лидеров парламентских партий (с точки зрения недоверия к нему). Как актор элитной политики он по-прежнему сохраняет субъектность. Однако как публичный политик экс-президент уже не способен играть роль первого номера в партийном списке на парламентских выборах.
В пользу этого свидетельствует и текущий уровень электорального рейтинга «партии власти».
На 13 декабря, по данным ВЦИОМ,
готовность голосовать за единороссов в ходе парламентских выборов декларировали 30,1% респондентов. В 2017 г. величина их электорального рейтинга составляла в среднем 50,4%, в 2018 г. – 42,5%, в 2019 г. – 33,6%.
ФОМ оценивает готовность избирателей поддержать «Единую Россию» на уровне 30%.
В начале декабря 2015 г. (за 9,5 месяцев до последних выборов в Государственную Думу)
рейтинг «партии власти» оценивался в пределах от 54% (ВЦИОМ) до 56% (ФОМ).
За неделю до парламентских выборов 2016 г. величина рейтинга единороссов достигала от 41,1% (ВЦИОМ) до 53% (ФОМ).
Разница между реальными результатами в ходе голосования по спискам и рейтингом партии за неделю до выборов составляла: в 2011 г. - 12,32% у ВЦИОМ и 13,32% у ФОМ, в 2016 г. – 13,1% и 1,2% соответственно.
Все это дает основание предполагать, что в рамках голосования по спискам в 2021 г. «Единая Россия» может набрать 12% – 13% голосов в дополнение к текущему электоральному рейтингу. Если партия власти сможет удержать хотя бы текущие показатели, то ее электоральный результат в ходе голосования по спискам может составить около 42 – 43%. Но в случае появления во главе списка партии сверхнепопулярного Дмитрия Медведева этот потенциал может быть легко нивелирован.
И это косвенным образом свидетельствует против выдвижения председателя «Единой России» на первую позицию в ее партийном списке.
Избыточные риски для президентаИмеются, впрочем, и весомые аргументы против появления фамилии президента на первой строчке списка единороссов.
Владимир Путин, безусловно, не является «хромой уткой», как бы ни желали этого его противники из стана радикальной оппозиции. Президент по-прежнему остается наиболее популярным публичным политиком. Однако участие в парламентских выборах во главе списка «партии власти» действительно представляет серьезную угрозу с точки зрения снижения его рейтинга.
В середине декабря 2020 г. одобрение деятельности президента декларировали 60,8% респондентов. Среднее значение рейтинга за весь период наблюдений (с 2006 г.) равно 73%. В 2017 г. оно составляло 83,4%, в 2018 г. – 71%, в 2019 г. – 64,2%.
Показатель доверия к первому лицу, определяемый при помощи открытого вопроса, в ноябре 2020 г. упал до 26%. Среднее значение показателя за весь период наблюдений (с 2006 г.) было равно 51,6%, за 2017 г. – 51,4%, за 2018 г. – 43%, за 2019 г. – 32,1%, за истекший отрезок 2020 г. – 28,1%.
Можно констатировать, что пенсионная реформа 2018 г. нанесла ощутимый урон популярности президента, и на текущий момент его основные рейтинги стабилизировались, но еще не демонстрируют четкой тенденции к восстановлению.
В этой ситуации попытка нарастить электоральный потенциал «Единой России» за счет авторитета Владимира Путина представляется рискованным шагом, в особенности – с учетом того, что именно «президентский консенсус» в обществе является основой стабильности существующей социально политической системы.
При этом необходимо помнить и о том, что «партия власти» продемонстрировала за последние два года умение компенсировать падение результатов в ходе голосования по спискам победами в одномандатных округах.
В свете этого появление Дмитрия Медведева во главе списка «Единой России» представляется «меньшим злом» для власти.
Печать