Военный корреспондент Юрий Котенок показал карту, по которой географии учат молодежь в университетах Турции, пишет «ЦарьГрад». Карта, на которой Турция включила часть России в свои территории, отражает турецкую концепцию «Один народ — пять государств».
Бить тревогу можно было в 90-е, сейчас Россия совсем другая, отмечает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперта Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Данная идея существует не первый год в Турции. Собственно говоря, эта идея основана на идеологии пантюркизма, то есть объединения всех тюркских народов, которую поддерживает нынешний глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
В геополитике эта идея известна еще с 90-х годов, как тюркская дуга. Сразу после распада СССР Турция попыталась заполнить, как она считала, образовавшийся вакуум и подчинить себе страны постсоветского пространства, прежде всего те, в которых часть населения имеет тюркские корни. Сейчас Реджеп Тайип Эрдоган активно использует эту идею в своей риторике и политике, опираясь на тюркоязычные общины везде, где он только может, от Сирии до Азербайджана и дальше в Среднюю Азию.
Конечно, ни о какой агрессии в отношении России речи нет. Бить тревогу можно было в 90-е, когда государство разваливалось, сейчас у нас крепкая страна, единый народ и мощные вооруженные силы. Однако в информационном пространстве, в идеологическом поле Турция достаточно активно эксплуатирует данную идею, стараясь расширить свое присутствие, в том числе на постсоветском пространстве. И, собственно, создание военной базы в Гяндже в Азербайджане - наглядное тому свидетельство.
С одной стороны, Россия, для которой Турция является многовековым соседом, в настоящее время ведет очень активный диалог с Анкарой по широкому кругу вопросов. Конечно, в этом диалоге у нас очень сильно расходятся позиции, тем не менее, он дает конструктивный результат.
С другой стороны, Россия должна наращивать свои усилия в отношении взаимодействия с нашими союзниками по СНГ, ОДКБ и Евразийскому экономическому союзу. Расширять присутствие в культурном и образовательном пространстве этих стран, поднимать вопрос о статусе русского языка. Нужно открывать как можно больше школ и культурных центров, там, где возможно, филиалов университетов, которые бы поддерживали взаимодействие России и стран постсоветского пространства, прежде всего, Центральной Азии и Кавказа. Чтобы это пространство было не только историческим фактом, но и реальностью. И тогда нам нестрашны никакие угрозы со стороны тех или иных наших соседей, которые имеют свои амбициозные планы.
Печать