Марк Зенгер считает, что конфликт Будапешта и Варшавы с Брюсселем связан со спецификой государственности стран Восточной Европы.
Лишение права голоса в Евросоюзе грозит Польше и Венгрии в связи с нарушением приоритета международного права, заявила вице-президент Европейской комиссии Вера Йоурова 27 декабря в интервью изданию Der Tagesspiegel. Йоурова отметила, что Еврокомиссия в новом году очень внимательно посмотрит на соблюдение в этих двух странах приоритета международного права. Если будут обнаружены нарушения, то принятие решения о лишении стран права голоса займет не более 12 месяцев.
На саммите глав государств и правительств стран-членов Евросоюза, прошедшем 10-11 декабря, Венгрия и Польша не применили вето в отношении бюджета ЕС и “коронавирусного“ фонда, хотя грозили этим почти месяц.
Конфликт Будапешта и Варшавы с Брюсселем по вопросу верховенства права явно не урегулирован, и страны Вышеградской группы продолжат оппонировать Брюсселю в тех или иных вопросах, отмечает политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер, связывая такое положение дел со спецификой государственности стран Восточной Европы.Против требований Еврокомиссии выступают прежде всего
венгерский премьер Виктор Орбан, а также лидер польской правящей партии “Право и Справедливость“ Ярослав Качиньский, с которым солидаризируется и глава польского правительства Матеуш Моравецкий.
Вообще же некоторое недовольство общей линией Брюсселя и евроинтеграцией в целом — свойство всех четырех стран Вышеградской группы. Например, по вопросу обязательного приема беженцев они заняли общую позицию. Евросоюз для Венгрии, Польши, Словакии и Чехии предстает очень бюрократизированной организацией, которая требует слишком многого во многих областях.
Причины этому следует искать в 1990-х, когда членами ЕС стали несколько восточноевропейских стран, не очень соответствующих критериям вступления, которые были заданы странами Западной Европы, ни политически, ни экономически, ни ментально. Государствам Восточной Европы, пережившим всплеск национализма после распада Организации Варшавского договора, до сих пор свойственна некоторая несбалансированность политической системы. В Польше это проявляется в авторитарных методах управления правящей партии “Право и Справедливость“ (ПиС), в Венгрии и Чехии – в тенденциях к лидерству Виктора Орбана и Андрея Бабиша.
Компенсируя небольшие традиции современной государственности, такие страны с большим прошлым, как Венгрия и Польша, пытаются дистанцироваться от крупных организаций. В этом заключена их специфика непрожитой государственной идентичности, и одно из проявлений этого — отклонение от линии Брюсселя.
Во внешней политике Бабиш и Орбан склонны к соблюдению баланса в отношениях с ЕС и Россией. Поляки из этого ряда выбиваются, и после смоленской катастрофы и попыток Дональда Туска навести мосты с Россией занимают русофобскую позицию. Правящая польская партия "Право и Справедливость" (ПиС) является наследницей "Солидарности", которая противостояла Советскому Союзу.
Как Орбан в Венгрии и Бабиш в Чехии, ПиС Ярослава Качиньского
проводит национально-ориентированную политику, а на выборах использует тему социальной справедливости. ЕС представляется как в целом неплохая организация, но с чрезмерными требованиями за дотации.
Причинами конфликта Будапешта и Варшавы с Брюсселем в 2020 году еврочиновники называют законы о Конституционном суде и СМИ в Польше и борьбу с НПО в Венгрии. Польша и Венгрия, в конце концов, капитулировали перед Брюсселем, который теперь в качества рычага для политического давления на страны Восточной Европы может применять механизм распределения субсидий. Найденный сейчас компромисс, когда Ангела Меркель пообещала отсрочку рассмотрения механизма верховенства права, по сути, является решением в пользу Еврокомиссии. Обещание со стороны ЕС не применять этот механизм по политическим и идеологическим причинам носит необязательный характер, и через какое-то время конфликт может возобновиться.
Печать