Антон Чаблин – об осетино-ингушском конфликте.
Врио председателя Совета тейпов ингушского народа Мурад Доскиев в видеообращении осудил «деструктивные силы... нагнетающие межнациональную рознь». Старейшина призвал чеченский и ингушский народы «сохранять сдержанность, присущие вайнахам честь и достоинство... и не поддаваться на провокации». Поводом для заявления Доскиева стал теракт, произошедший 28 декабря в Грозном.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин считает, что новый виток конфликта может спровоцировать любая неосторожная фраза.Конфликт вокруг осетино-ингушской границы развивается по синусоиде: короткие периоды обострения перемежаются длительным затишьем. Так, за последние годы обострения были связаны, в частности, с появлением документального фильма о войне 1992 года на телеканале "Звезда" (2016 год), визитом Ксении Собчак в Ингушетию (2018 год), восхождением осетинских и ингушских активистов на Столовую гору (2019 год) и, наконец, с заявлением министра имущественных отношений Северной Осетии Руслана Тедеева (2020 год).
Как видно, для провоцирования витка конфликта достаточно любой неосторожно оброненной фразы. Это говорит лишь о том, насколько мощный конфликтогенный потенциал заключён в этом вопросе, к решению которого, к сожалению, ни региональные, ни федеральные власти серьезно не подступаются. Да, были заявления Юнус-Бека Евкурова и Махмуда-Али Калиматова об окончательном решении гуманитарных проблем с беженцами в Пригородном районе, заявлял об этом вскоре после назначения на должность и полпред президента в СКФО Юрий Чайка. Но, как мы видим, это всего лишь слова.
Необходимы же решительные действия. Таковыми мне видится создание Общественного совета при аппарате полпреда по разработке «дорожной карты» для решения вопроса Пригородного района, в который бы вошли представители ингушской и осетинской общественности, и в том числе национальные и религиозные лидеры, правозащитники, а также представители Миссии генерала Лебедя, «Мемориала», «Гражданского содействия» и других НКО, работающих в зоне конфликта.
Печать