Экономический спад, последовавший за пандемией коронавируса, сильно ударил по всем отраслям во всем мире. Россия, конечно, не стала исключением.
Практически на грани уничтожения оказался малый и средний бизнес, считает политолог, эксперт Центра ПРИСП Сергей Журавский.Пандемия нанесла сильнейший удар по малому и среднему предпринимательству. В какой-то степени уничтожила это направление экономики. И продолжает уничтожать быстрыми темпами. И говорить о каком-то возрождении, о том, что в наступившем году мы победим коронавирус и у нас начнется рост, это неправда. Дай Бог, мы вылезем из этого провала, в лучшем случае, в конце 2021 года.
Если говорить о Калининградской области, то здесь нанесен колоссальнейший удар по туристической сфере. Разговоры о том, что у нас москвичи забронировали все гостиницы – это сказки. Просто одного-двух туристов в отчетах умножают на десять. На этом фоне, естественно, просели и сфера услуг, и производство. Идет буквально выживание, без перспектив подъема. В то же время, говорят, что нас ожидает 2% рост, кто-то более оптимистический грезит о 4% экономического роста в 2021 году.
В свое время в Калининградской области составляли отчеты по экономическому росту. И вот, к примеру, город Нестеров, где нет промпредприятий. Отчитываться надо. А как? Открывает предприниматель торговую точку, проще говоря, ларек. Уже рост. Два ларька открыли, в отчетность идет цифра о 200% росте экономической активности.
Сейчас в этом городе нет ничего, от слова совсем. В других - челночный приграничный бизнес. Вроде ерунда, челноки. Но когда этим занимаются целые города, это серьезно.
По сути, прошедший год в очередной раз показал, что Калининградская область — это область постоянно растущей безработицы. Работы нет совсем. Молодежь работает за копейки. Все мечтают приехать в Калининград, но тоже не всех ждут. Не все имеют высшее образование, хотя это все равно не спасает. Возьмите любой выпуск из наших вузов, посмотрите, сколько человек устроилось работать по специальности. Да, наверно, это есть везде, но Калининград – это анклав, здесь все воспринимается более болезненно.
Большинство молодых людей хотят уехать за рубеж, в столицу, куда угодно. Перспектив на малой родине они не видят. А пандемия коронавируса усугубила положение. И перспектив стало еще меньше. К сожалению, проблемой рынка труда никто не занимается.
Какое-то время назад была байка. В городе Немане всем, кто обращался на биржу труда, предлагали переучиться на другую специальность. И так получилось, что переучиваться отправляли только на парикмахеров. Люди шли, поскольку за время обучения хоть какую-то копейку платили. В итоге на этот несчастный Неман пришлось огромное количество безработных парикмахеров. Было бы смешно, если бы не было грустно. И вот такие перекосы везде.
Наши предприниматели выживают, как могут. Когда говоришь, обратитесь к властям за помощью, то отвечают – не надо. А то так помогут, вообще не выберемся. К сожалению, уже нет такого, когда люди говорят - завтра будет лучше. И 2020 год стал годом потерянных надежд, ожидания тяжелых времен.
Печать