Мир впервые столкнулся с глобальной пандемией нового типа. И пока еще не понятно, насколько мы с этим совладаем, но уже ясно, что посткоронавирусный мир будет во многом отличаться о того, что мы построили к 2019 году, считает политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников.Градус тревожности
Жизнь в мегаполисах становится рискованной, потому что люди окажутся запертыми в «каменных джунглях», если произойдет какая-то техногенная катастрофа или пандемия пострашнее нынешней. Шансов на благополучный исход не так много, в отличие от тех, кто живет за городом. В этой связи летом прошедшего года вокруг Москвы и в сопредельных областях были скуплены фактически все дома, которые хозяева не могли продать годами. Почему? Люди пытаются обезопасить свои семьи, на всякий случай закупая недвижимость, чтобы, если что-то начнется, успеть вывезти близких.
В целом, градус тревожности на планете резко повысился. И до сих пор не понятно, является ли нынешняя пандемия уникальным случаем и потом ничего плохого не произойдет. Либо, наоборот, это только первый «черный лебедь», а дальше они будут вылетать еще и еще. По сути, мир перешел из 2020 года в 2021-й в состоянии тревоги из-за небывалой ранее неопределенности.
Внутриполитическая реальность
Прогнозируемое падение рейтингов парламентских партий не произошло. Очевидно, что избиратели, будучи весьма недовольны своим экономическим положением, несменяемостью элит и т.д., тем не менее продолжают цепляться за старую систему, опасаясь, что любое новое приведет к тому, что станет только хуже. Поэтому как был у «Единой России» рейтинг 29%, таким он и остался. У коммунистов – где-то 11%, у ЛДПР – 7-9%. И даже «Справедливая Россия» сохраняет свои 3-5%.
На выборах, которые произошли в сентябре прошедшего года, и что весьма показательно, баланс в целом сохранился, но появились партии, которые нас удивили. И здесь, конечно, основной сенсацией стала Партия пенсионеров. В семи из девяти регионов, где были выборы в местный парламент, она взяла мандаты. Причем у этой партии практически не было никакого финансового ресурса. Скорее всего, избиратели, выбирая из всей совокупности надоевших им политических игроков, нашли партию, у которой нет антирейтинга.
«Новые люди» тоже получили свои мандаты, но потратили кратно больше денег, чем Пария пенсионеров. Образно говоря, вся кампания «Новых людей» была буквально устлана в несколько слоев денежными знаками.
И что еще я замечаю в тенденциях прошедшего года. Избиратель окончательно убедился в том, что все четыре парламентских партии – это, по сути, одна партия. Это партии Системы. И голосуя за любую из них, ты все равно голосуешь за Систему, как-бы она тебе не нравилась. Но выбор невелик, поэтому, скорее всего, и в электоральном сезоне 2021 года сохранится существующий баланс сил. Возможно, Партия пенсионеров и наберет 15-20 мандатов и отдельной фракцией войдет в Государственную думу. Может быть, что-то наберет и партия «Новые люди».
Трамп отступил
Меня опечалил итог выборов президента в США. Хотелось бы, чтобы победил Трамп. Мы надеялись на то, что удастся отменить итоги этих выборов в силу массовых нарушений, фальсификаций и так далее. Но этого не произошло. Видимо, американские элиты договорились таким образом, что, если вы не хотите поставить страну на грань гражданской войны, надо кому-то смириться. И Трамп отступил. В целом, это не очень хорошо для нас, потому что мы знаем, как работать с Трампом, и он, честно говоря, плохо скрывал свою симпатию к России. У Байдена, конечно, такого нет.
Печать