Президент РФ Владимир Путин на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном заявил о необходимости наметить следующие шаги по урегулированию в Нагорном Карабахе, включая вопросы деятельности миротворцев и решение гуманитарных проблем.
Самое сложное в этом конфликте – это психологическое состояние народов двух стран, считает политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский.Закономерно, что Россия и Владимир Путин лично оставляет за собой статус миротворца, а обе стороны конфликта этот статус именно за Россией признают. Это, наверно, основной итог данной встречи.
Понятно, что стороны конфликтовали десятилетиями, и для того, чтобы преодолеть последствия этого конфликта, который пережил откат в ушедшем году, понадобится не одна пятилетка. В большей степени это касается самосознания обоих народов, нежели правителей, принимающих решения. Поскольку армянский и азербайджанский народы глубоко разделены с ментальной точки зрения, а события прошедшего года углубили эту брешь. Мы видели, как армянские беженцы поджигали дома, чтобы азербайджанцам не досталось, с одной стороны. И с другой, слышали заявления об отечественной войне, которые поддерживались населением Азербайджана. Психологическое массовое состояние находится, можно сказать, на грани безумия, и это, конечно, большая трагедия. И я думаю, именно поэтому Владимир Путин, открывая встречу, в первую очередь говорил о том, что ситуация под контролем российских миротворцев, о гуманитарной помощи, о работе сил Минобороны России и МЧС. Я так понимаю, что, начиная от саперов, заканчивая психологами, там работают с населением наши специалисты.
Это будет длительная, точечная история вывода отношений наших партнеров из кризиса. И Владимир Путин проговорил это, обнял обоих лидеров, как друзей. Для народного восприятия очень важно, что Россия как миротворец и Путин как лидер, олицетворяющий этот процесс, не видит победителей и побежденных, однозначно виновных или невиновных сторон, а считает обоих лидеров друзьями.
Сегодняшняя встреча, однозначно, еще и важный политический момент для Пашиняна, учитывая, что внутри армянского сообщества зреет настроение, что он все-таки должен уйти с поста премьера.
Если посмотреть на тех, с кем Владимир Путин проводил совещания, консультировался перед этой встречей в Москве, то мы видим одного из лидеров Европейского союза, а также все наши ведомства, которые задействованы в урегулировании конфликта. И, например, не видим президента Турции Эрдогана. С точки зрения Москвы как миротворца в этой истории, Реджеп Тайип Эрдоган не является стороной конфликта. Это никак не умолят наши двусторонние отношения, а просто выводит этот вопрос за скобки.
Но это имеет большое значение уже для Алиева. На фоне многочисленных заявлений о том, что Алиев лишь ширма, за которой прячется Эрдоган, Владимир Путин показывает, что он рассматривает этот конфликт между двумя субъектами международной политики со стороны Еревана и со стороны Баку. И с ними, заручившись поддержку европейских партнеров, будет строить дальнейшую гуманитарную, а в последствии и политическую работу.
На сегодняшней встрече стало понятно, что трехстороннее заявление - это не разовая акция, а «дорожная карта» дальнейшего урегулирования конфликта и нормализации социально-экономической обстановки в регионе.
Печать