По мнению бизнес-консультанта, эксперта Центра ПРИСП Максима Шанина, целый ряд советских республик в период своего независимого существования занимался оказанием услуг по организации разграбления и деградации России.Бывшие республики, в одночасье превратившиеся в новые страны на карте мира, немедленно столкнулись с необходимостью найти в этом мире своё место. Это ведь как с хорошей работой, которой всегда существенно меньше, нежели соискателей. И, хотя власти вновь возникших "независимых государств" испытывали по отношению к России сложные чувства в диапазоне от настороженности до враждебности (и их отчасти можно понять - как иначе строить свои национальные государства?), всё же их взоры через довольно короткое время обратились в сторону РФ. Как самого большого куска советского пространства, к тому же обременённого многочисленными внешними обязательствами различного характера и относительно понятного в плане ведения дел. Особенно возможности такого сотрудничества привлекали маленькие республики, которым заняться было решительно нечем.
Все мы помним, что с самого начала независимого существования РФ стала подвергаться "разграблению". Несколько меньше афишируется тот факт, что процесс не останавливается ни на миг и по сей день, а непрекращающаяся борьба с негативными явлениями в финансовой сфере наводит на мысль о том, что за её фасадом происходит нечто другое. Процесс разграбления такого большого хозяйства требует серьёзной организации, в частности, в виде создания определённой инфраструктуры, призванной даже не столько содействовать перемещению капиталов в нужном направлении (это само по себе дело нехитрое), сколько создавать происходящему определённый фон и скрывать различные подробности, не подлежащие огласке. Например, представлять тотальный многолетний вывоз из РФ вершков и корешков исключительно как следствие непреодолимой алчности её собственного руководства и приближённых к ним. Что, конечно, имеет место и на деле, но не является, как бы это сказать, главным содержанием происходящего.
На этой деликатной ниве и попытались преуспеть некоторые новые независимые государства. Вряд ли, думаю, сами: наверное, подсказал кто-нибудь. Первым повезло республикам советской Прибалтики, прежде всего Латвии. На протяжении всех лихих 90-х и начала нулевых они служили едва ли не главными врагами новой России, ибо с Западом тогда в основном декларировались хорошие отношения, а мировой терроризм объявился уже ближе к концу прибалтийского бенефиса. Однако грозная риторика, особенно исходившая от "патриотических сил", совсем не мешала сторонам всё это время делать важные дела, пока наших партнёров не забрали на содержание в ЕС. По мере их евроинтеграции значение канала стало снижаться, но окончательно исчезает он только сейчас. Кризис 2008 года внезапно очень сильно ударил по Латвии, в которой начался массовый падёж банков, что, наверное, способствовало относительно безболезненному решению многих проблем с документацией. Как говорится, нет тела - нет дела, и целого ряда интересных подробностей мы, наверное, не узнаем уже никогда. Ещё, кстати, тогда здорово пострадала Исландия. Это отдельная интересная история, но уже не про РФ.
А в середине нулевых вдруг ни с того ни с сего обострилась обстановка в до того тихой Киргизии. В которой ранее ничего не происходило такого, чего в других местах не видели, и руководил ею долгое время интеллигентный профессор. Но с тех пор там круговерть не может успокоиться, а мы всё понять никак не можем, что происходит.
Бродячий же финансовый цирк на следующем витке своего существования обосновался в Молдавии. По этому поводу сейчас как раз расследуется толстое уголовное дело со множеством фигурантов. А вот молдавское государство за последние годы здорово деградировало, и почти официально было квалифицировано как failed state. Прямо проклятие какое-то: займёшься иудиным промыслом - и проваливаешься в небытие. База американская, кстати, тоже переехала. По соседству, в Румынию. Но, возможно, это простое совпадение.
Можно спросить - а зачем было вообще такой огород городить? Что, нельзя было страну напрямую грабить? Такое, в общем, тоже происходило, но все дела так никогда не делаются. А особенности устройства мировых финансов заставляют заметать следы, прячась от одних хищников в уютных с виду гаванях, оборудованных другими хищниками. Однако за последние тридцать лет в мире, помимо развала СССР, происходило ещё кое-что, и сегодня суверенная европейская финансовая система, судя по всему, находится на пороге возникновения. Как раз в связи с очень кстати подвернувшейся пандемией мы получили этому явные подтверждения. Когда это случится, надобность в секретных денежных ходах и выходах для РФ существенно снизится. Поэтому другие советские республики, в том числе и пока не существующие, едва ли уже найдут работу на столь благодатной ниве. Последней в этой связи упоминалась Белоруссия, но она больше специализируется на товарных потоках, а в изъятии русских денег участвует в основном в качестве получателя непрерывной прямой и косвенной финансовой помощи. Так её откармливают на будущее, и это является для РФ очередным, как выражаются в определённых кругах, послушанием.
Большую помощь в выносе из нашей страны всего-всего до самого последнего гвоздя оказывают и некоторые иностранные государства, в том числе относящиеся к важным стратегическим партнёрам и давним друзьям, но это находится за рамками нашего обзора.
Таким образом, целый ряд советских республик в период своего независимого существования занимался оказанием услуг по организации разграбления и деградации России. Долгие годы эта деятельность являлась для них источником существования, а невидимая рука передавала им нашу страну как эстафетную палочку. Через не прекращающийся ни на миг вывоз капитала можно в принципе описать всю историю независимой РФ, это было бы весьма захватывающее повествование.
Как сложилась к настоящему моменту судьба этих республик, и что их ожидает? Мы уже отмечали выше, что все они являются небольшими странами, на самостоятельные роли не претендующими. Ещё мы отмечали, что не всем из них везёт. Лучше всех устроились прибалты, которых прибрал ЕС, но об их долгосрочных перспективах судить довольно затруднительно. Такая же судьба, видимо, ждёт в итоге Белоруссию, но ей для этого очевидно придётся пострадать. У Молдавии и Киргизии будущее на долгий срок выглядит откровенно мрачно. Они никому не нужны, включая самих себя, и весьма нескоро попадут в зону интересов крупных игроков.
Если же пытаться найти между всеми этими паразитическими структурами нечто общее, то, пожалуй, можно сказать, что влияние на них России минимально. Что бы по этому поводу ни пыталась рассказать нам внутренняя пропаганда, на сегодня это утраченные территории, а формат отношений носит сугубо односторонний характер. Сами по себе существовать они не могут, но России там всё равно нет. Впрочем, где это не так?
Что было бы полезно нам извлечь напоследок из этих республик? Наиболее важным шагом с их стороны было бы признание русского населения официальным меньшинством. Прежде всего в Белоруссии, поскольку в Прибалтике эта возможность, судя по всему, упущена. Но руководство РФ не будет, разумеется, этого добиваться, в очередной раз топя важные для страны вопросы в болтовне о нерушимой дружбе народов. Впрочем, время ещё есть, будем надеяться на изменения к лучшему.
Выше нам удалось объединить общей судьбой целую группу разнородных, на первый взгляд, советских республик. Далее мы попробуем отыскать объединяющее начало для оставшихся. Тем более что многое здесь стало с особенной силой проявляться именно в последнее время.
Печать