Николай Пономарев – о хронике блокировки аккаунтов Дональда Трампа и последствиях кибер-взрыва.
«А свобода здесь есть только у одного слова,
и слово это — мое!»,
Атаман Парамонов, «День выборов-2»
Официальный представитель МИД России Мария Захарова сравнила блокировку аккаунтов Дональда Трампа в Facebook и Twitter с «ядерным взрывом» в киберсреде. И с этим сложно не согласиться, учитывая как политические, так и экономические последствие этого решения, считает политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.Сквозь строй6 января Twitter временно (на 12 часов) заблокировал аккаунт Трампа в ответ на «подстрекательство к насилию». Вслед за этим президент удалил три записи в своем аккаунте, ставшие поводом для претензий со стороны модераторов. Однако дальнейшие действия Трампа были признаны неприемлемыми, и 8 января его учетная запись была заблокирована на постоянной основе.
6 января Facebook удалил последнюю видеозапись, размещенную первым лицом, а день спустя лишил главу государства возможности размещать новые материалы до 20 января (т.е. до конца периода его полномочий в качестве президента США). Аналогичные ограничения были распространены на аккаунт Трампа в соцсети Instagram, также принадлежащей компании марка Цукерберга.
7 января был заблокирован аккаунт Трампа на видеохостинге Twitch (принадлежащем Amazon).
8 января Snapchat бессрочно заморозил учетную запись Трампа. 13 января стало известно, что модераторы соцсети навсегда заблокируют аккаунт уходящего президента через 7 дней (после официально инаугурации Джозефа Байдена).
В тот же день стало известно, что руководство Shopify удалило 2 магазина с фирменной символикой Трампа. Одновременно PayPal и Stripe были заблокированы аккаунты, при помощи которых собирались деньги для помощи сторонникам президента.
9 января в СМИ появилась информация о том, что Reddit заблокировал на своем сайте крупнейший подраздел сторонников Трампа r/DonaldTrump. Также стало известно, что Discord заблокировал сервер The Donald, используемый сторонниками действующего президента.
Попытка трампистов «мигрировать» в социальную сеть Parler обернулась провалом: соответствующее приложение заблокировали в Google Play и App Store, а затем ресурс стал недоступен после отключения от хостинга Amazon Web Services.
13 января аккаунт Трампа на YouTube (принадлежащем Google) был заморожен по меньшей мере на 7 дней.
Соцсети TikTok и Pinterest ограничили использование хэштегов, связанных со сторонниками Трампа.
Telegram – последний оплот свободы?В борьбе с «экстремистами» успела поучаствовать даже администрация Telegram. За последнюю неделю Telegram вышел на второе место по числу скачиваний в США. Начиная с 6 января, мессенджер загрузили около 545 тысяч раз — в 3 раза больше, чем неделей ранее. Это способствовало росту интереса к платформе во всех регионах мира. Только в течение 10 – 12 января в мессенджере зарегистрировались 25 млн новых пользователей. В том числе на площадке Telegram завели аккаунты президенты Франции, Бразилии, Турции, Мексики, Тайваня, Украины и Узбекистана, а также премьер-министры
Израиля и Сингапура.
Все это было воспринято демократическим истеблишментом как угроза. Представители NBC News опять обвинили руководство Telegram в распространении экстремистского контента, подчеркивая, что платформа якобы стала «пристанищем ультраправых сторонников Трампа, спасающихся от блокировок на других сайтах». В том числе было заявлено, что при помощи мессенджера экстремисты планируют организовать «вооруженный митинг» в день инаугурации Байдена.
Руководство Telegram в ответ вполне ожидаемо прибегло к символическим блокировкам аккаунтов наиболее радикальных сторонников президента США.
Арифметика пирровой победыВ неофициальной «охоте на Трампа» приняли участие почти все технологические гиганты США. Однако последствия соответствующего решения для положения на рынке каждой из низ существенным образом отличаются.
В период 7 – 14 января акции Alphabet Inc Class A (владельца Google) на бирже NASDAQ упали в цене с $1774 до $1756, Amazon – с $3238 до $3164, Facebook – с $268 до $251, Oracle (контролирует американский сегмент соцсети TikTok) – с $63 до $62, Twitter – с $52 до $47.
В масштабах корпораций сокращение стоимости акций даже на несколько долларов обернулось многомиллиардными убытками. Так, с момента блокирования аккаунтов президента США Дональда Трампа рыночная капитализация Facebook и Twitter сократилась к 13 января более чем на $51 млрд.
Одновременно выросли в цене акции: Shopify Inc – $1159 до $1216, PayPal Holdings Inc с $235 до$ 246, Pinterest Inc – с $71 до $75, Snap Inc –$52 до $53.
Стоимость акций Apple Inc осталась почти неизменной.
Таким образом, участникам кампании по «выдавливанию» президента с поля социальных медиа удалось избежать коллективной ответственности. Это бремя легло на наиболее узнаваемые компании-«загонщики», такие как Google, Amazon, Facebook и Twitter, в то время как их партнеры либо не понесли ощутимого урона, либо укрепили свои позиции на рынке. Вероятнее всего, это отчасти объясняется разницей в подходах в части коммуникации с медиа: названия наиболее пострадавших компаний регулярно мелькали в медиа в связи с «охотой на трампистов», в то время как бенефициары этого процесса из числа Интернет-компаний почти не упоминались журналистами, несмотря на жесткие меры, предпринятые в отношении президента США и его сторонников.
Объяснить разницу в ущербе только лишь диспропорцией с точки зрения узнаваемости брендов не представляется возможным: в этом случае ощутимое падение стоимости акций должны были пережить и Apple, и Oracle, почти не понесшие ущерба.
Печальные перспективыСобытия последних дней вполне четко указывают как на политическую ангажированность ведущих Интернет-компаний США, так и наличие у них прочных связей с конкретными группами внутри американского истеблишмента.
Становится вполне очевидно, что западные социальные медиа нельзя рассматривать как свободную площадку, на которой независимые силы могут конкурировать с ресурсами, подконтрольными государству либо влиятельным группам интересов. Существование альтернативных центров формулирования повестки целиком и полностью зависит от позиции IT-гигантов и покровительствующих им групп истеблишмента США. Которые готовы пожертвовать материальной выгодой ради достижения политических целей. При необходимости Интернет-корпорации принесут в жертву многомиллиардную прибыль, лишь бы обеспечить решение задач, поставленных старшими партнерами их владельцев.
Если уже в ближайшей перспективе республиканцы не смогут найти ответ на новый вызов, они рискуют на длительное время оказаться в положении «вечно второй» партии в Соединенных Штатах.
Понятно и то, что на роль полноценного субъекта политики в Интернет-пространстве могут рассчитывать лишь государства, располагающие собственной IT-инфраструктурой (в том числе – в ее коммерческом выражении, в виде собственных популярных площадок и сервисов), корпусом грамотных специалистов и мощностями по производству необходимого оборудования. Иначе говоря, доминирование хотя бы в национальном сегменте Интернета – это привиллегия экономически развитых государств, обладающих собственной высокоразвитой промышленностью, современной системой науки и образования и быстроразвивающимся кластером IT-предприятий, тесно связанных с властью благодаря механизмам государственно-частного партнерства.
Печать