Мария Минчева – о ситуации в Центральноафриканской республике.
На прошлой неделе подконтрольные бывшему президенту ЦАР Франсуа Бозизе боевики из группировки «Коалиция патриотов за перемены» атаковали позиции правительственных войск в столице Центральноафриканской республики — городе Банги. Как сообщают представители командования правительственной армии, первый удар приняли на себя военнослужащие, охраняющие подходы к городу. Бой длился около двух часов.
У Бозизе уже есть опыт военных переворотов, и у оппозиции, к сожалению, пока больше сил, отмечает политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Мария Минчева.Сейчас ситуация такова, что объединенная оппозиция Бозизе, на стороне которой воюют фракции Анти-Балаки, 3R и еще несколько группировок, подошли к Банги. Перестрелки начались уже на границе со столицей. Это, безусловно, означает, что влияние Фостена-Арканжу Туадера очень быстро падает. Но, тем не менее, это не отменяет его
результатов на выборах. Туадара набрал больше голосов, чем все остальные уже в первом туре.
Возмущение оппозиции было бы понятно, если бы процент открытых избирательных участков на день голосования составил меньше 50, но он был выше. Так что, это ни что иное, как привычное для ЦАР желание получить власть путем военного переворота. Оппозиция настаивает на отмене результатов голосования и назначении новых выборов. Но даже если они будут назначены, Конституционный суд эту инициативу отклонит.
Надо заметить, что многие СМИ говорят, что КС подконтролен президенту, это не так. Конституционный суд там действительно независимый. Председатель КС не является ни родственником, ни соплеменником действующего президента. Более того, это очень современная женщина, которая консультируется с международными судами очень часто. Копирует законодательство Франции, России, других стран, которые более продвинуты в избирательном праве.
К сожалению, у оппозиции сейчас больше сил, чем у действующего президента. Поскольку Туадара в предыдущий президентский срок занимался не наращиванием военных сил, а строительством государства. В частности, он открывал администрации и полицейские участки, назначал префектов, строил жандармерии для того, чтобы граждане, могли хотя бы получить паспорта. В ЦАР большая проблема в том, что очень многие граждане не имеют паспортов. Фактически никто точно не знает, сколько человек проживает в стране.
Нельзя забывать о том, что сам Бозизе только благодаря президенту Туадара смог вернуться в ЦАР. Он не должен был находиться в стране. Просто Туадара великодушно разрешил Бозизе это сделать. И встречался с ним, и обсуждал ситуацию, и уговаривал. Но, видимо, Бозизе легче захватить власть, чем избраться на справедливых выборах. У него такой опыт уже имеется. По сути, в ЦАР привыкли к тому, что всегда власть можно поменять, если у тебя есть боевики с автоматами.
Однако, насколько я знаю, проводились социологические исследования международными компаниями, из которых видно, что большинство граждан ЦАР не желает видеть Бозизе президентом, потому что помнят его бывшее президентство, во время которого страна утонула в крови.
Печать