Во вторник, 26 января, состоялся первый телефонный разговор двух президентов - Владимира Путина и Джо Байдена. Лидеры двух стран обсудили двустороннее сотрудничество и международную повестку. При этом для украинских политиков стало неприятным открытием, что дела их страны снова обсуждаются без них.
После телефонного разговора Путина и Байдена у украинской власти случилось прозрение, считает советник главы ЛНР, член Минской Контактной группы Родион Мирошник.Лидеры двух крупнейших мировых держав в первой же беседе, хотя бы вскользь, но коснулись вопроса урегулирования конфликта на Украине. Да, у них кардинально разный взгляд на процессы, происходящие на бывшей территории Украины. Но мысли спросить об этом саму Украину, точнее, нынешнюю власть, у них почему-то не возникает. Решающего голоса у Украины уже нет. Она целиком и полностью зависит от внешних процессов и кураторов.
Для Путина ситуация в Донбассе - это «внутренний конфликт», для Байдена - «агрессия России». При этом, Байдену, без сомнения, плевать на то, что в его каденцию вице-президентом Совет безопасности ООН с участием США проголосовал за резолюцию №2202, где речь идет именно о внутриукраинском конфликте. И там нет никаких упоминаний об «агрессии» и «оккупации». Там есть Декларация лидеров четырех стран и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, где стороны конфликта - это Киев и Донбасс/ОРДЛО.
В недавно презентованном в Киеве проекте закона «О переходном правосудии», та же риторика - Россия-агрессор, ЛНР и ДНР - оккупационные администрации. Документ явно написан, если не самими американцами, то уж точно под их диктовку. Ну и скажите, к чему в переговорах участие стороны, которая все излагает не своим языком, а языком своих хозяев? С командованием Украиной, как показывают последние события, прекрасно справляется и временный поверенный США на Украине Кристина Квин. Она запрещает приобретать Украине российскую вакцину, она диктует ключевые условия судебной реформы, она же доходчиво объясняет Зеленскому, почему нельзя трогать НАБУ. Зачем повышать представительство, если и этого вполне хватает?
Надежды Зеленского на встречу, или хотя бы телефонный разговор с Баденом становятся все призрачнее. Для него лично, это направление слишком токсично. Лишний раз напоминать своему и так обозленному и расколотому электорату о своей былой коррупции и превышении полномочий, Байден и его окружению вряд ли захочется. Но Украина для США инструмент. Потрачены деньги, расставлены кадры. Теперь нужно извлекать дивиденды и использовать во внешнеполитических целях, но все это можно делать и без учета мнения самого инструмента. Вы же не спрашиваете у молотка его мнение по поводу гвоздя, который собираетесь вбить в дерево его железной головой? Вот и они не спрашивают.
Печать