Министерство сельского хозяйства РФ совместно с Российской академией наук до 1 сентября проработают вопрос о создании Центра по борьбе с опустыниванием территорий, сообщила в четверг пресс-служба правительства РФ. Соответствующие поручения дал глава кабмина Михаил Мишустин по итогам рабочей поездки в Калмыкию.
Минсельхозу по поручению главы правительства предстоит также заняться вопросом поддержки животноводов, чей бизнес пострадал от ЧС природного характера, а также продумать стимулы, которые позволили бы активнее вовлекать в оборот неиспользуемые земли сельхозназначения в Калмыкии.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин считает, что пустынные почвы способствуют, в том числе, радикализации населения.Проблема опустынивания, особенно для регионов Юга России, - комплексная, она имеет экономическое, социальное, политическое измерение. Пустыни наступают на южные регионы с перестроечного периода, когда плановое хозяйство уступило место частному, появились перекосы в аграрной структуре, началась хищническая эксплуатация пастбищ и одновременно распашка сенокосов, пастбищ и даже залежных земель.
Даже изучая список регионов, которые затрагивает проблема опустынивания, можно судить, насколько она актуальна. В постсоветские годы это была, пожалуй, прежде всего Калмыкия, Астраханская область, Ставропольский край. Сейчас же пустыни движутся на север и северо-запад: Ростовская область, Краснодарский край, даже Воронежская область.
Пустыни деформируют и структуру экономики (ведь хозяйствовать на таких землях нереально), приводят к вынужденной миграции, разрушают социальные связи. Сегодня, скажем, фактически обезлюдевшими стоят огромные земельные массивы на границе Ставропольского края, Калмыкии и Дагестана. Видел их собственными глазами.
Таким образом, проблема становится и политической: властям приходится решать, что делать с целыми обезлюдевшими муниципалитетами. Нужно понимать, что такая пустынная почва – плодотворна и для роста протестных настроений: люди, столкнувшись с распадом системы привычных социальных и хозяйственных связей, больше не видя жизненных перспектив, легко радикализируются.
Печать