Дмитрий Солонников - о заявлении министра иностранных дел Литвы.
Механизм утверждения Евросоюзом санкций должен стать более гибким, заявил глава Министерства иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис. По его мнению, процесс утверждения ограничений "крайне политизирован". Глава МИДа считает, что необходимо уменьшить требования к принятию санкционных мер.
Если разрушить принцип консенсуса в принятии решений Евросоюзом, то это приведет е разрушению ЕС в целом, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.Проблема санкций между Россией и Евросоюзом всегда была, и не Литва первой об этом заговорила. Понятно, что прибалтийские государства являются «главными спикерами» в данном вопросе, их основная функция постоянно поддерживать высокий градус русофобских настроений. За это их финансируют и поддерживают. Что-то другого от прибалтийских стран ждать нельзя.
А дальше вопрос к изменению принятия решений в Евросоюзе. Если в ЕС решения по основным вопросам будут приниматься большинством голосов, так это будет, прежде всего, удар по Польше, Венгрии, по ряду других государств, которые пытаются отстаивать свою позицию. И это иногда у них получается только из-за того, что решения принимаются при консенсусе - мы помним, как удалось заблокировать принятие бюджета в конце прошлого года. В конце концов, если Евросоюз придет к принятию решения простым большинством голосов или, еще лучше, голоса будут считаться от веса экономика, от количества населения, то мнение Литвы, Эстонии вообще никого интересовать не будет. Это меленькие страны, в которых уже скоро населения не останется, да и ВВП не сравним с Германией, Францией, Италией, Испанией и другими крупными государствами.
Обычно решение о продлении санкций принимается даже без голосования. Об этом неоднократно говорили, например, представители Италии и Греции. Отдельно никто не высказывается, специально голосование не проводится. Если ты хочешь выступить против, тогда можешь сказать что-нибудь. А так проходит автоматическое решение. Но введение новых санкций – это более сложна процедура. Нужно обсудить, какие санкции, против кого вводить, как вводить. Здесь все сложнее, но все равно в конечном итоге формулировка должна быть поддержана всеми. Поэтому принцип консенсуса – это основополагающий принцип существования Евросоюза, и только он позволяет как-то уравновесить одновременно и Лихтенштейн, всякие маленькие государства, и Германию, ту же Прибалтику и Францию. Несравнимы веса этих государств ни в каком плане: ни в политическом, ни в экономическом, ни в численном. Если прибалты хотят его разрушить, то это будет путь разрушения ЕС в целом или установки гегемонии крупнейших государств, крупнейших экономик, остальные превратятся в окончательных вассалов. Все в ЕС понимают, и Литва знает, что все понимают, что Литва озвучивает не только свое мнение – согласованное с представителями США. Скажем, Польши часто выступают спикерами интересов заокеанских друзей. Раньше эта почетная обязанность была у Великобритании.
В любом случае, менять процедуру только по одному вопросу нельзя. Она или будет изменена вообще, или останется такой какая есть. В отношении антироссийских санкций можно говорить все, что угодно, но есть общий принцип. Евросоюз, кстати, вводит санкции не только против России, а и Против Израиля, против ряда других государства. Если политика принятия решений поменяется – это будет заметно для всех.
Печать