Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин в авторской колонке – о том, что противостояние протестам в итоге превращается в фактическую рекламу оппозиционной деятельности.Читаю у различных уважаемых авторов (взгляды их также различны) соображения о текущем политическом моменте и дальнейших перспективах недавних протестов. Выступающие нередко опираются на богатую фактуру, проводят интересные исторические параллели. В целом выходит, что нынешний раунд власти пока выигрывают, а выдвигаемые контраргументы относятся больше к сфере moralite, нежели политики, что в данном случае их скорее ослабляет.
Концы с концами у аналитиков, в общем, сходятся, но есть моменты, которые мешают мне до конца поверить в рисуемую ими картину. Ну вот, например, то, что протесты не приобрели действительно массового размаха и быстро обнаружили тенденцию к затуханию, связано ведь не только с холодным временем года и показательно жёсткой реакцией властей, прежде всего в столицах и на камеры? В моих глазах это прежде всего вызвано действиями самих организаторов. Которые годами всячески старались свести протестную повестку к двум-трём пунктам, чьё место в реальном списке русских проблем находилось бы где-то в середине восьмого десятка. И ни на дюйм не отступили от этой, мягко выражаясь, сомнительной линии, даже оказавшись перед лицом если не выигрышной, то уж в любом случае перспективной для себя ситуации.
Ну ладно, предположим, они неумёхи, к тому же повязанные по рукам и ногам собственной догматикой. В самом деле, где им политике-то учиться? Казалось бы, и слава Богу, властям одна радость от таких картонных оппонентов. Перестаньте на них внимание обращать, они сами пропадут.
Но что мы видим на деле? Огромная часть советского цирка вовлечена в фактическую рекламу оппозиционной деятельности, демонстрируя при этом такой градус идиотизма, что скоро деревья гнуться начнут. С публичными истериками, дурацкими инициативами, фигурами умолчания. Важно, что эти якобы охранители тоже наглухо заперты в форматы и повестку, предлагаемые "оппозицией" и реагируют строго по ситуации, даже не пытаясь предпринять ни одной разумной контрмеры. То есть в связи с акцией с фонариками обсуждаем исключительно фонарики. Ещё про войну можно, это у них теперь по любому поводу.
Получается, что, невзирая на логику исторических циклов, наличествующий политический контекст и вроде бы видимую крепость власти, стороны продолжают активные действия в противофазе. Оппозиционеры делают всё, чтобы протесты никогда не стали сколько-нибудь массовыми, и уж тем более, чтобы им самим, не дай Бог, не довелось стать политическими игроками. А их оппоненты изо всех сил подливают бензин в костёр, который давно бы затух сам по себе. О, эта великая загадка, которую мы в разных декорациях наблюдаем на протяжении многих десятилетий!
***
В то же самое время из-за многочисленных допинговых скандалов спортсмены нашей страны лишены права демонстрации на международных соревнованиях своего флага и гимна. Вместо флага у нас теперь какие-то абстракции, а вот вместо гимна на чемпионате по конькобежному спорту буквально вчера звучал Первый концерт Чайковского. Великая музыка, однозначно опознаваемая, как русская. Ничуть не слабее, кстати, официального гимна. И ещё - демонстрация уважения к России и её спортсменам, многие из которых сейчас оказались под жёсткими санкциями, не имея никакой вины.
К чему я вдруг об этом? Не знаю. Просто показалось, что Чайковский безусловно противостоит всей той мерзости, что описана в первой части. Вот так и должна выглядеть русская оппозиция.
Печать