Член Экспертного Совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Борис Дульнев уверен, что подготовка кадров для Арктической зоны РФ (АЗРФ) срочно нуждается в изменении подходов.В прошлом 2020 году и уже в этом году члены Экспертного совета (ЭС) ПОРА неоднократно обсуждали разные аспекты подготовки кадров для АЗРФ в настоящее время и в ближайшем будущем. В том числе, и в контексте формирования «образа будущего АЗРФ».
Можно констатировать, что на текущий момент на государственном уровне такого «образа», четко закрепленного нормативными актами, нет. Несмотря даже на уже принятую и реализуемую
Стратегию развития АЗРФ-2035.
Ни федеральные, ни большая часть региональных властей не имеют четких ориентиров и расчетов по потребностям в кадрах в АЗРФ на перспективу. Соответственно, они не имеют никаких планов по их подготовке. Власти не имеют представления о том, какие рабочие места и в каком количестве могут быть востребованы на их территории в перспективе. По этой же причине власти не имеют представления на какую часть этих рабочих мест могут претендовать местные жители, а какую часть трудовых ресурсов будет необходимо привлечь «со стороны». То есть, региональные власти не могут соответствующим образом ориентировать собственное население, подавая свои жителям четкие ориентиры в предстоящих кадровых потребностях своих регионов.
Понятно, что с одной стороны, есть устоявшийся и обязательный перечень «массовых» профессий для АЗРФ. Очевидно, что в Арктике постоянно будут нужны специалисты здравоохранения и образования, продавцы, администраторы-управленцы, специалисты правоохранительной системы и МЧС, водители транспортных средств всех типов (от водителей снегоходов и маломерных судов, легкового и грузового транспорта, спецтехники, до пилотов дронов и малой авиации), специалисты сельского хозяйства и традиционных видов деятельности, в т.ч. КМНС. Понятно, что постоянно будут востребованы энергетики, строители, коммунальщики, специалисты для геологоразведки и добычи рудных и нерудных ископаемых.
С другой стороны, появляется потребность в подготовке специалистов в новых высокотехнологичных областях или в ранее отсутствовавших в регионах сферах деятельности. Приведу пример по хорошо знакомому мне Ненецкому округу.
В округе объявлено о намерении инвестора реализовать
проект строительства в округе метанолового завода в районе Индиги. Это сложное высокотехнологичное и опасное газохимическое производство. Таких заводов в АЗРФ реализовано всего два-три. И понятно, что специалистов по строительству таких производств и их эксплуатации соответствующего уровня в стране можно пересчитать почти «по пальцам». В указанную выше Стратегию-2035 включено
строительство ж/д линии Индига-Сосногорск, порта-хаба в Индиге. Это совершенно новая и незнакомая для округа отрасль экономики. Желательно уже загодя начать готовить специалистов по строительству этих транспортных объектов и их эксплуатации. Но, насколько я знаю, руководство НАО в этом направлении даже не планирует каких-то движений.
Все исследования и направления в подготовке кадров, которые обсуждались на заседаниях ЭС ПОРА, исходят из представления о подготовке кадров, которые территориально будут работать непосредственно в АЗРФ. При этом неважно, местное это население или «привлекаемое» со стороны. Собственно, все банально сводится к профориентации в общем виде и развитию алгоритмов по принципу специализированной арктической «службы занятости» и Интернет-сервисов по поиску работы и подбору персонала для работы в АЗРФ.
При этом совершенно не отражены реалии стремительной «цифровой трансформации» страны, развития Интернета. В т.ч. и в АЗРФ. А это принципиально меняет ситуацию на «рынке труда» и дает совершенно новые возможности в обеспечении работой и доходами населения, постоянно проживающего в АЗРФ. Теперь северяне совершенно спокойно, проживая, образно говоря, «в тундре» могут работать в удаленном режиме в любой точке страны и мира. Хоть в Сан-Франциско, хоть в Москве. Ярким примером таких возможностей является открытие первого на Дальнем Востоке
«Парка высоких технологий – ИТ Парка Якутск». Сейчас этот IT-парк является резидентом Сколково и имеет миллиардные международные проекты. Даже в таком «не продвинутом» с точки зрения IT и «цифровизации» субъекте РФ, как Ненецкий округ,
есть успешный IT-бизнес.
В отличие от оленеводов, трактористов и буровиков, этих специалистов можно готовить «удаленно» через систему онлайн вебинаров. Региональные власти могут создать такие центры для дистанционного обучения или экономически поощрить на их создание местный и российский или иностранный бизнес. Но эти реалии никак не были отражены в предложенных к обсуждению докладах и презентациях!
Принятая к реализации Стратегия-2035 предусматривает
форсированное создание в АЗРФ разветвленной сети волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) для обеспечения Арктической зоны скоростным и широкополосным Интернетом и Центров обработки данных (ЦОД), еще называемых Дата-центрами. В указанной Стратегии-2035 прописаны и уже реализуются возможности для дистанционной занятости населения АЗРФ в IT-сфере. И эти возможности будут стремительно возрастать. Вполне очевидно, что увеличение занятости в IT-сфере в первую очередь привлекательно для молодежи, у которой появляется уникальная возможность «закрепиться» на родной территории, а не искать лучшей и перспективной «доли» на стороне.
Для сведения – в настоящее время в АЗРФ реализуются проекты по прокладке двух трансарктических магистральных ВОЛС. Это
международный проект Arctic Connect с прокладкой подводной ВОЛС по кратчайшему пути прямо по дну Ледовитого океана от Мурманска до Чукотки, предусматривающий ответвления к ряду субъектов АЗРФ. И
российский проект государственной арктической ВОЛС (т.н. «военный Интернет»), который пройдет по дну прибрежных арктических морей вдоль трассы СМП. Россия имеет все шансы стать в ближайшей перспективе
драйвером «цифровой трансформации» России и мировым «облачно-цифровым» хабом. Так как именно Арктика является наиболее выгодным местом размещения ЦОДов, позволяющих экономить до 40% потребляемой электроэнергии, идущей на охлаждение серверов. Понятно, что АЗРФ имеет практически неограниченные ресурсы энергогенерации «на месте». И развитие сети арктических ЦОД сдерживалось лишь отсутствием доступа к высокоскоростным широкополосным ВОЛС, и эта проблема исчезает с реализацией проектов российских трансарктических ВОЛС.
Крайне желательно, чтобы специалисты по обслуживанию ВОЛС и ЦОД проживали там же, где эти объекты расположены. И этих специалистов нужно начинать готовить уже сейчас. Но эти перспективы авторами исследований не рассматривались.
Судя
по интервью ИА REGNUM с бывшим замминистра Минвостокразвития РФ Александром Крутиковым, и Федеральный Центр, и региональные власти в поисках увеличения возможностей для занятости местного населения при реализации крупных инвест-проектов исходят из «остаточного принципа» и работы местных на «мелком подхвате» у инвесторов.
Вот цитата из высказывания Александра Кутикова в интервью, характеризующая этот принцип, на примере Ненецкого округа:
«Нужно находить новые точки роста для развития НАО…Нужно затаскивать в регион инвестиции в нефтегазохимию, в СПГ, в более глубокую технологичную переработку сырья, — говорит Крутиков. — Когда начинается переработка, вокруг крупного завода всегда будет поиск маленьких обслуживающих фирм — уже прибавка к экономике. Когда появляется производство, можно наращивать научно-образовательную базу».
Этот подход и эта психология стремительно устаревают на глазах. Руководители некоторых регионов уже оценили возможности «цифровизации» своих субъектов и даже пролоббировали включение проектов создания ВОЛС и ЦОД в региональные разделы Стратегии-2035, активно ведут переговоры по
«ответвлению» ВОЛС от магистральных кабелей на свою территорию. Менее продвинутые, вроде Ненецкого округа, очевидно, как и прежде ожидают «волшебного пенделя» из Москвы.
Из всего сказанного очевидно, что потребности в кадрах и их структуре региональные власти должны активно прорабатывать с крупными инвесторами еще на этапе проработки и согласования инвестиционных проектов, четко оговаривая количественное участие своего населения и бизнеса в этих проектах. Отдельно соответствующим федеральным структурам и властям регионов необходимо срочно развернуться к проблеме подготовки собственных кадров в связи с ускоренной «цифровой трансформацией» РФ и развития IT-сферы в АЗРФ.
Печать