Еще в начале месяца о сети Clubhouse знали немногие, однако всего за пару недель она стал самым скачиваемым приложением в российском App Store.
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко попытался разобраться, что же такое Clubhouse, штаб-квартира агентов влияния или реинкарнация разговоров на кухнях? Это новая социальная сеть, некий аналог радио, где каждый пользователь, создав свою «комнату», может пообщаться со знаменитостями мирового масштаба, поспорить с ведущими политтехнологами страны или забанить известного журналиста. Приложение, созданное выпускниками Стэнфордского университета менее года назад, уже в январе оценивалось в миллиард долларов. Создатели подчеркивают, что одним из главных принципов платформы является искреннее общение. На мой взгляд, именно прямое общение, да и возможность подслушать чужой разговор приводит в соцсеть все новых и новых пользователей.
Власти Китая, оценив масштаб политических рисков Clubhouse, заблокировали приложение на территории страны. Однако, пока платформа была доступна китайским пользователям, жители Поднебесной успели обсудить многие табуированные в стране темы. К примеру, обсуждение темы концентрационных лагерей в Синьцзяне длилась 12 часов, а к разговору о протесах на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, которые являются запретной темой в Китае, присоединились 5 тысяч человек.
В России Clubhouse может стать неким современным аналогом пресловутым кухонным разговорам времен СССР, когда большинство адекватного населения Советского Союза понимало, что им врут из телевизора и вообще отовсюду. Народная мудрость в те времена гласила: «В СССР Конституция гарантирует свободу слова. Но никто не гарантирует свободу после сказанного слова». Почти в каждом политическом приговоре 1960- 1980-х годов фигурируют «устные клеветнические измышления». Провести аналогию между теми событиями и событиями дней сегодняшних можно, конечно, с большой натяжкой, однако потребность населения в открытом разговоре на «неудобные» для публичного обсуждения темы по-прежнему остаётся чрезвычайно актуальной.
Ряд экспертов считают Clubhouse очередным инструментом так называемых цветных революций. Учитывая, что в России рост популярности сети начался после январских несанкционированных уличных протестов, такое мнение звучит весьма правдоподобно. Возможность одновременно давать команды, координируя действия тысяч участников «комнат», делает Clubhouse весьма эффективным механизмом для управления уличными протестами, а возможность открытого политического диалога открывает новые перспективы для агитационной работы и пропаганды.
Недаром наиболее прогрессивные политические деятели, чиновники, депутаты, политтехнологи и пропагандисты уже активно осваивают новую социальную сеть. В преддверии выборов 2021 года Clubhouse может стать интересным инструментом для решения политических задач в стране. А вот кто сумеет воспользоваться этим инструментом наиболее эффективно, покажет время.
Печать