Максим Баранов – о выступлении Владимира Путина на коллегии ФСБ.
Против России готовятся новые провокации, связанные с борьбой с пандемией коронавируса, заявил президент Владимир Путин на заседании коллегии ФСБ. Путин отметил, что против России ведется «целенаправленная информационная кампания с безапелляционными и бездоказательными обвинениями». В том числе проводятся попытки поставить под сомнение достижения российской медицины в борьбе с коронавирусом. Путин также упомянул санкционное давление со стороны стран Запада, попытки «вмешиваться в общественную и политическую жизнь, в демократические процедуры» России, а также действия иностранных спецслужб. «Хочу повторить, подобные линии в отношении России абсолютно бесперспективны», - подчеркнул Владимир Путин.
Президент четко дал понять нашим западным контрагентам, что приоритетом спецслужб становится противодействие внешнему вмешательству в дела государства и работе иностранных спецслужб, считает общественный деятель, полковник ФСБ в отставке, эксперт Центра ПРИСП Максим Баранов.Понятно, что цели и задачи деятельности органов госбезопасности определены федеральным законодательством. Есть множество нормативно-правовые актов, которые эти вопросы регламентируют. И они, в общем-то, все понятны и не сильно меняются из года в год. При этом в выступлениях президента ежегодно звучат отдельные оценки результатов работы ведомства и делается акцент на наиболее важные элементы складывающейся обстановки, как в мире, так и внутри страны. Делая акценты в оценках работы ФСБ, президент расставляет приоритеты на будущий год. По сути, это идеология органов безопасности на ближайшую перспективу.
Нынешнее выступление Владимира Путина достаточно нетипично. Львиная доля оценок обстановки, деятельности органов безопасности, по моим ощущения, до 80% связаны с внешними угрозами нашему государству. Причем, если раньше это было несколько завуалировано, – естественно, ФСБ всегда боролась с разведками иностранных государств - то сейчас прямо сказано, что есть недружественные государства, которые пытаются вмешиваться во все сферы нашей деятельности. И поэтому все оценки, не только того, что касается борьбы с иностранными разведками, но и того, что касается терроризма, выявления и пресечения деятельности организованной преступности в сфере экономики, борьбы с коррупцией и экстремизмом, сопровождения антиковидной деятельности, везде расставлены акценты на то, что нужно выявлять и пресекать вредоносную деятельность иностранных государств, их специальных служб и организаций.
Мы понимаем, что находимся практически в состоянии жесткого противостояния, по крайней мере информационного, да и не только, и органы госбезопасности должны на всю свою деятельность смотреть через призму противодействия иностранным спецслужбам и организациям. Здесь важно понимать, что борьба со спецорганами иностранных государств лишь одна из задач Федеральной службы безопасности, и в последнее время на нее акцент делался не в первую очередь.
В минувшие годы во главу угла ставилось противодействие терроризму. Конечно, в своем выступлении президент это не обошел и не мог обойти вниманием. Но, даже говоря об этом, Путин выделяет международный терроризм, выявление зарубежных центров, координирующих и направляющих деятельность террористических ячеек внутри нашего государства. То же самое касается противодействия экстремизму. В этой деятельности тоже был поставлен акцент, на то, что нужно выявлять зарубежные корни данной проблемы, а не только внутреннюю составляющую.
Если говорить собственно об информационных угрозах, кибербезопасности, то здесь акценты делаются не на противодействии высказываниям в соцсетях, в связи с чем сейчас идут поправки в законодательство. Это, в первую очередь, защита критически важной информационной инфраструктуры. К этому относится вся электроэнергетика и ее телеметрия. Кибератакой можно нарушить деятельность, например, электростанции, такие факты в международной практике были. Можно обрушить систему ГАС-Выборы, хотя никто еще не смог ее ни разу обрушить, что говорит о ее качестве. Можно застопорить работу железных дорог, устроить сбой в работе правительственной связи и информации. И зашита вот этой критически важной для государства информационной инфраструктуры от внешних посягательств приоритетная задача еще и потому, что во многих развитых странах Запада, это не секрет уже, созданы кибервойска. Мы понимаем, что «горячей» войны в современной действительности допустить невозможно, в силу наличия очень серьезных сдерживающих факторов. Это ядерное оружие, в первую очередь. Поэтому противостояние государств переходит в новые формы. И на сегодняшний день наиболее эффективными из них стали информационные технологии, информационные войны, формирование негативной информационной повестки, как на внешних рубежах, так и внутри государства.
Эти направления сейчас активно развиваются во всем мире, и Владимир Путин ставит задачу - работать на упреждение, развивать свою защиту, чтобы быть самостоятельными и независимыми в этом направлении. Президент прямо говорит, что сейчас мы находимся в режиме противостояния. Он уже не называет партнерами наших внешних контрагентов, как любит это делать, сейчас уже маски сброшены. Все понимают, что это не партнерство, а в чистом виде противостояние, пока не в горячей форме. Замечу, президент говорит о внешней угрозе в открытой части выступления, которое обращено ко всем россиянам. А также к международному сообществу, организациям международного уровня. Возможно, в первую очередь к ним. Путин говорит, вы у нас в приоритете, будьте к этому готовы, не надо к нам приставать, получите достойный отпор.
Печать